Разработка успешного IT-продукта — сложный многоступенчатый процесс, каждый этап проекта имеет конкретную цель и соответствует требованиям для выполнения поставленных задач. В этой статье рассказываем из чего состоит жизненный цикл разработки программного продукта и какие условия нужно соблюсти на каждом этапе управления ИТ-проектами, чтобы получить ожидаемый результат.
Что такое IT - Project Management — основные этапы разработки
Процесс управления IT-проектами делят на несколько этапов, некоторые из которых могут пересекаться и идти параллельно:
- Подготовка.
До начала запуска проекта необходимо заложить фундамент успешного сотрудничества ИТ-специалистов и клиента. Залог успеха любого ИТ-проекта — умение исполнителя слышать пожелания клиента, структурировано обсуждать идеи и предложения, приходить к общему знаменателю.
- Аналитика.
На этом этапе клиент и команда определяют цели проекта, ключевые задачи. Исполнитель должен понимать, что не всегда заказчик разбирается в скрытых нюансах разработки ИТ продуктов и управлении проектами. Аналитика позволяет предусмотреть вероятные риски по проекту и сразу предложить клиенту возможные варианты оптимизации процесса разработки. Заказчик должен составить техническое задание, в котором будут четко отражены требования относительно результата, который ожидается в завершение.
- Оценка проекта.
Собранные в процессе предыдущего этапа данные тщательно анализируются и на основании полученной информации разрабатывается модель продукта. Проводят расчет трудовых и временных затрат, необходимых для реализации проекта. Желательно, чтобы исполнитель подготовил презентацию, где будет представлена оценка будущего проекта, четко прописаны возможные риски по проекту, разные варианты реализации задач, этапность и условия выполнения.
- Проектирование.
После аналитики и предварительной оценки можно переходить к этапу проектирования, состоящему из нескольких шагов:
- подготовка карты проекта, где будут четко прописаны реперные точки для сверки результатов;
- проектирование архитектуры программного продукта;
- подбор технологического стека для реализации проекта (инструменты разработки, языки программирования).
Также проектируется система сбора данных и Data Warehouse (хранилища данных).
- Дизайн.
Информационные технологии и дизайн — это не только про визуальную часть, но и про формирование пользовательского опыта. Задача дизайнера проекта сделать так, чтобы пользователь чувствовал себя комфортно, мог оперативно получить ответ на свой вопрос, быстро сориентировался, как пользоваться продуктом и захотел вернуться снова.
Этап дизайна состоит из двух блоков:
- UX – дизайн пользовательского интерфейса (отвечает за адаптивность, логику построения элементов системы, юзабилити продукта).
- UI-отрисовка элементов интерфейса (иконки, блоки, кнопки, собранные в готовый макет).
Чем проще и понятнее интерфейс ИТ продукта, тем быстрее и проще пользователь получит ожидаемый результат и перейдет к совершению целевого действия.
- Разработка.
Один из основных этапов проекта — реализация идей заказчика, предварительно оформленных в практические шаги. Оптимальное решение — разработка спринтами. Это эффективный и удобный подход, основанный на гибкой методологии, позволяющий оперативно получать обратную связь и вносить корректировки. Исполнитель, ориентируясь на карту проекта, проводит работу и представляет клиенту результаты каждой части. На этом же этапе составляют инструкцию для запуска системы, описывают API проекта, архитектуру и особенности работы.
- Тестирование.
После разработки продукта до того, как представить его потребителям, компания должна быть на все сто уверенной в его работоспособности. Чтобы обнаружить критические багги, отточить функционал, выполнить полноценный анализ проводят тестирование.
Для тестирования проекта QA-инженеры инженеры используют разные приемы (интеграционные, модульные, функциональные). Систему оценивают с помощью метрик, статистик, проверяют на наличие ошибок, изучают данные в хранилище.
- Запуск.
После успешно завершенного тестирования и исправления ошибок можно готовиться к запуску продукта. Теперь проект будут оценивать не разработчики, а реальные пользователи. На этом этапе важно настроить инструменты мониторинга, чтобы отследить поведение пользователей, собрать обратную связь и при необходимости доработать продукт.
- Передача прав на проект.
Когда разработчики запустили продукт, права на него передаются владельцу, включая всю документацию и контроль над программной частью. В договоре должны быть прописаны подробные условия передачи прав на продукт.
- Техническая поддержка.
После сдачи проекта компания-разработчик может оказывать временное или постоянное сопровождение клиенту. Это поможет предупредить или снизить количество сбоев при запуске новой системы, а также в случае неполадок обеспечить быстрое восстановление. Постоянная техническая поддержка позволяет клиенту оперативно получать последние обновления программного обеспечения и ликвидировать последствия возможных сбоев в рекордно короткие сроки без серьезных последствий.
Так выглядит поэтапное управление проектами или жизненный цикл разработки в сфере информационных технологий. Дальше обсудим, какие инструменты используют при разработке.
Методологии разработки программного обеспечения
Специалисты выбирают методологию разработки, отталкиваясь от специфики конкретного проекта. Популярные методы:
- Самая базовая модель — Waterfall. Суть этой методологии в последовательном прохождении стадий. Используется, когда требования проекта известны, предельно ясны и не будут меняться. При использовании этой модели на разработку, скорее всего, уйдет много времени, так как последующий этап проекта зависит от предыдущего.
- Гибкая методология – Agile Model. Состоит из набора методик, технологий и подходов, позволяет давать оценку результату после каждой итерации или этапа. Если на одном из этапов проекта качество или формат не устраивает клиента, можно быстро доработать функционал и внести коррективы. Эта методика популярная как раз благодаря своей гибкости и успешно используется в большинстве современных проектов, где требуется высокая и постоянная адаптируемость к меняющимся условиям. В гибкую методологию входят фреймворк Scrum и метод Kanban. Рассмотрим их отдельно.
- В Scrum работы по проекту ведутся с помощью спринтов или одинаковых по продолжительности итераций. Обычно в составе небольшой команды, занимающейся разработкой, есть собственник, разработчик, скрам-мастер.
- Kanban — метод, направленный на повышение качества продукта или сервиса через применение определенных практик и принципов. Пример популярной практики Kanban — визуализация процесса разработки с использованием Kanban-доски, демонстрирующей основные этапы и то, какие задачи уже выполнены, а над какими работа идет в данный момент.
Это наиболее популярные и востребованные методики в управлении проектами. Разработкой программного обеспечения занимается целая команда специалистов:
- За создание серверных приложений отвечают backend-разработчики.
- Браузерные интерфейсы взаимодействия с пользователями подготавливают frontend-специалисты.
- За этап тестирования отвечает QA-инженер.
- Проектированием хранилищ и витрин данных занимается DWH-архитектор .
- Автоматизацией постановки решений в production занимаются DevOps-инженеры. Эти специалисты разрабатывают платформу для функционирования ИТ решений.
- Специалисты IT-отдела отвечают за аппаратное обеспечение рабочих процессов.
Как координировать работу команды проекта на каждом этапе, проводить аналитику и собирать отчетность? В этом поможет новый онлайн-инструмент, разработанный компанией «КСК ТЕХНОЛОГИИ».
Готовое решение для управления проектами от «КСК ТЕХНОЛОГИИ»
Организовать работу команды в едином информационном пространстве и автоматизировать процессы управления проектами поможет новый онлайн-инструмент компании «КСК ТЕХНОЛОГИИ» — КСК.Service&Teamwork.
Плюсы КСК.ST:
- Сотрудники быстро находят свои задачи по проекту и сразу концентрируются на важной работе.
- Для всех задач, обсуждений, файлов используется единое хранилище.
- На переписку и совещания уходит намного меньше времени.
- Сотрудники могут быть доступными с любого устройства в любом месте — в офисе или на удаленке.
Облачное решение КСК.ST состоит из четырех модулей, которые помогают быстро организовать рабочие процессы и закрыть все потребности членов команды:
- Teamwork — готовое решение для управления качеством проекта и задачами.
Функционал:- простые и сложные проекты;
- удобный интерфейс;
- последовательное или параллельное исполнение задач;
- группировка задач;
- инструменты для совместной работы;
- контроль, аналитика, отчетность.
Быстро узнавайте о новостях по проекту, а также получайте информацию по отдельным задачам. Можно подстраивать списки задач под себя, для получения большее точной информации предусмотрены фильтры.
- Service — предоставление услуг внутри компании.
Функционал:- автоматизация услуг/сервисов любого подразделения;
- настройка SLA для контроля качества услуг;
- поддержка омниканальности;
- контроль сроков, аналитика, отчетность.
Автоматизируйте услуги подразделений компании, получайте любую услугу или справку намного быстрее.
- Корпоративный портал — единое информационное пространство.
Функционал:- актуальная лента новостей и анонсов;
- приказы и распоряжения в виджите;
- наглядное отображение структуры компании;
- чат для оперативного взаимодействия сотрудников.
Информационные ресурсы для сотрудников всех подразделений, возможность делиться знаниями, новостями, быть в курсе событий и быстро находить нужную информацию.
- Аналитика — полный контроль по задачам и отчетность.
Функционал:- встроенная отчетность по заявкам;
- оценка качества исполнения заданий;
- импорт отчетов;
- наглядные дашборды;
- опросы.
Все инструменты под рукой для контроля работы сотрудников и оперативного принятия решений.
Выбирайте свой тариф КСК.ST и переходите на новый уровень в управлении проектами в вашей компании.