X

Подпишитесь на наши рассылки

Будьте в курсе последних новостей компании, обновлений продуктов и мероприятий

upravlenie riskami proekta

Любой технологический проект сопряжен с рисками. Чем сложнее реализуемый продукт, чем больше процессов запущено — тем выше вероятность возникновения непредвиденных рисковых ситуаций.

В этой статье рассматриваем, что такое риск в контексте проектной деятельности, как его выявить на старте проекта и какие механики управления рисками проекта использовать.

Что такое риски проекта

Риском называют неблагоприятные события, которые вероятно могут случиться в процессе работы над проектом и повлечь за собой нежелательные последствия, помешав достижению конкретной цели. Риск может быть известным, который можно заранее спрогнозировать и придумать к нему стратегию реагирования, и неизвестным. Реагировать на неизвестные рисковые обстоятельства проблематично — их тяжело предугадать на раннем этапе и проявляются они только в процессе работы. Часто риск проекта связан с отсутствием конкретики и четкости в постановке задач, в понимании результата, на которые рассчитывает клиент. Также нередко проблемы возникают из-за некорректного планирования бюджета или расплывчатых формулировок при составлении плана. Ответственность за каждый риск проекта и несет руководитель.

Благодаря управлению риском можно предотвратить или, по крайней мере, минимизировать последствия     , к которым приводят рисковые ситуации. Как это выглядит на практике — рассмотрим дальше.

Зачем управлять рисками

Практически любой риск проекта, если им не управлять, может растянуть запланированные сроки, «убить» рентабельность продукта и привести к другим нежелательным последствиям. Прогнозируя возможный риск и проблемы, которые за ним последуют, можно заранее принять меря для их исключения.

Грамотные управленцы, используя современные инструменты и методологию, на ранних этапах идентифицируют проблемные факторы, анализируют их и принимают решение, как минимизировать возможные отрицательные последствия при наступлении рисковой ситуации.

Рисковые ситуации возинкают постоянно и управление ими — это непрерывный процесс. Использование набора стандартных превентивных мер на самом старте проекта — правильно, но для хорошего результата мало. Важно регулярно оценивать и предотвращать потенциальные проблемы и рисковые случаи— это поможет повысить рентабельность проекта, высвободить материальные и трудовые ресурсы.

Оценка рисков и работы по управлению проектом нужны как своего рода страховка, которая в случае чего позволит спасти основной костяк или главную составляющую проекта. Многие управленцы согласятся, что с помощью внедрения профилактических мер и использования эффективных методов управления рисками обходится выгоднее, чем решение возникших проблем в срочном порядке.

В любом проекте есть два пути — игнорировать любой риск и надеяться на удачу, или поступить более продуманно — использовать инструменты для оценки и эффективного анализа для выявления возможных проблем и рисковых обстоятельств в будущем. Оценка рисков помогает держать, если не все, то большинство работ в рамках проекта под контролем.

Принимая риск как данность, и не предпринимая никаких мер по управлению рисками, компания может понести большие убытки.

Оценка рисков и последующие работы по их предотвращению требуют  больше ресурсов и тщательного анализа, но в конечном результате это принесет свои плоды, если речь идет не о мелких, а серьезных угрозах.

Оценка рисков преследует одну цель — определить, какой риск наиболее опасен, а также разработать уникальный механизм по управлению рисками в конкретной ситуации.

Под каждый риск можно подобрать свою стратегию или сочетать несколько методов, которые будут наиболее эффективны. В результате развернутой оценки должна быть подготовлена главная стратегия и на случай непредвиденных рисковых ситуаций — резервная.

Как провести анализ рисков проекта

Проводить оценку рисковых обстоятельств важно всей командой. Необходим всесторонний подход — качественный и количественный анализ. Такая оценка помогает разобраться в рисках, распределяя их по мере их приоритетности и разработать готовые схемы реагирования. Подробнее количественный и качественный анализ мы рассмотрим далее, обсуждая шаги в управлении рисками.

Анализируя, управленцу необходимо собрать всю команду — каждый из специалистов, задействованный в работе над проектом, сможет предложить идеи и указать на «слабые места», руководствуясь практическим опытом и наработанными навыками.

Анализируя каждый риск, важно понять, что делать и как разбираться с последствиями, когда он превратится в проблему. Чтобы структурировать информацию, можно создать список рисковых ситуаций и классифицировать их по силе последствий. Если вероятность возникновения низкая, а последствия будут некритичными, то достаточно учитывать, что такой риск есть в числе возможных, и наработать схему реагирования. Если вероятность, что риск возникнет, высокая, а последствия, скорее всего, будут серьезными, важно поэтапно продумать, какими действиями можно предупредить возникновение рисковых обстоятельств.

Виды рисков

Есть несколько классификаций рисковых ситуаций. Мы предлагаем рассмотреть виды, с которыми чаще всего сталкиваются при управлении:

  • Временной риск (связан с затратой времени). Суть в том, что все действия по реализации проекта могут занять больше времени, чем запланировали на старте. Время — ценнейший ресурс, поэтому о временных рисках важно всегда помнить. Временной риск опасен еще тем, что ведет к повышению расходов.
  • Риск, связанный с изменением объемов работ. Такие рисковые ситуации могут появиться, если при согласовании проекта исполнители не до конца поняли требования клиента или же клиент сам внес дополнения в проект. Результат — потребуется увеличить бюджет, скорректировать сроки выполнения проектов и задач.
  • Внешний риск. Речь идет о потенциально возможных рисковых событиях, которые никак не связаны с внутренними процессами компании, а значит, не могут контролироваться. Простой пример — в процессе работы над сложным проектом государство ввело новый законопроект, в результате чего потребуются дополнительные корректировки, расходы финансов и временные затраты.
  • Бюджетный риск. Чаще всего такой риск возникает из-за недостатка планирования конечной стоимости проекта. Получается, что расходы больше, чем заложено в бюджет. Далее варианта два — либо проект останавливается, либо придется вкладывать дополнительные средства, чтобы устранить последствия, вызванные возникшим риском.
  • Риск возникновения единой точки отказа. Это событие, которое кардинально влияет на работу всей команды над проектом. То есть, пока проблема не будет решена, никто из специалистов, задействованных в проекте, не сможет приступить к своим обязанностям. Из примеров можно рассмотреть такую ситуацию: для компании, работа которой связана с подключением к сети, единой точкой отказа может быть отключение интернета и/или электричества.
  • Риск зависимости. При работе над сложными проектами одна задача тесно связана с другой. И пока один специалист не закончит свою часть работы, другой — не сможет приступить к выполнению своей.

Зная, что может возникнуть риск определенного вида, и, понимая, какие этапы включает в себя управление рисками проекта вкомпании, следует заранее проанализировать вероятность возникновения рисковых ситуаций в рамках проекта. Как это делать, мы рассмотрели, когда обсуждали качественный и количественный анализ.

Этапы управления рисками

Условно весь процесс управления можно разделить на 5 отдельных этапов:

  1. Планирование.

    На этом этапе выбираем стратегию, то есть, решаем, как будет организован процесс по управлению рисками проекта — как между собой будут взаимодействовать участники процесса, какие инструменты будут использоваться.
    Для эффективного планирования важны: благоприятная среда для коммуникации внутри команды, заранее подготовленные схемы и шаблоны, которые будут задействоваться в управлении рисками. На этапе планирования важно провести совещание, в котором примут участие все члены команды. По результату в плане должны быть прописаны рисковые ситуации,      подборка методов для реагирования, правила формирования отчетности и документации по проектным угрозам, а также ответственные по рискам лица.

  2. Идентификация факторов.
    Следующий шаг — выявить и зафиксировать угрозы и определить вероятность возникновения конкретного риска на проект. В результате должен быть сформирован перечень возможных проблем и рисковых обстоятельств с ранжированием по уровню опасности для проекта. Не все угрозы можно идентифицировать на старте, а по мере работы над проектом значимость некоторых рисковых ситуаций может возрасти.
    В идентификации факторов, которые могут привести к риску, можно использовать два важных фактора: источник рискового события, а также саму угрозу. В результате команда должна сформировать реестр возможных рисковых ситуаций для конкретного проекта.

  3. Качественный и количественный анализ.
    Чтобы идентифицировать риск, важно дать ему соответствующую оценку. Для этой цели применяют два метода — качественный и количественный анализ.
    Качественный заключается в получении экспертных мнений относительно возможности развития неблагоприятных последствий, связанных с обнаруженными факторами риска. Качественный анализ носит поверхностный характер, но для многих проектов этого вполне достаточно. Плюс в том, что уже на старте можно получить перечень рисковых событий, распределить их по приоритетности (уровню опасности) и предпринять необходимые меры.
    Количественный анализ занимает больше времени, но он намного точнее — помогает получить конкретные оценки вероятности наступления определенного рискового события. К проведению количественного анализа необходимо привлекать компетентных специалистов, так как приходится использовать сложные математические модели и методики. Благодаря проектному количественному анализу можно спрогнозировать степень воздействия на проект, а также объемы возможных материальных потерь при риске.


  4. Планирование реакции.
    Далее следует важный этап — планирование реакции для предупреждения или минимизации последствий угрозы, вызванной возникшим риском. Проще говоря, на этом этапе нужно продумать меры, которые позволят достичь целей проекта, даже при появлении непредвиденных рисковых обстоятельств.
    При планировании реакции можно использовать одну из следующих стратегий:
    • Уклонение. План возможных действий корректируется таким образом, чтобы снизить или исключить вероятность появления негативных последствий, которые может спровоцировать тот или иной риск. Например, скорректировать утвержденный ранее график.
    • Передача. Суть методики в том, чтобы переложить ответственность и возможные последствия на другую команду (третью сторону). Например, заключить договор страхования, предусмотреть в договоре неустойку.
    • Снижение. Стратегия формирования предупредительных мер. Например, собирая команду экспертов, для ведущих специалистов подбирают «дублера» с соответствующей квалификацией, который в случае непредвиденной ситуации сможет взять выполнение обязанностей на себя.
  5. Мониторинг.

    Финальный этап — проведение системной работы, направленной на выявление новых возможных угроз и рисков на проект, их контроль и реагирование в согласии с ранее составленным планом. Проводить мониторинг и контроль важно на каждом этапе старта продукта, отслеживая как уже выявленные, так и потенциальные рисковые ситуации. При поэтапном управлении рисками предполагается активный подход в работе источниками проектных угроз. Если придерживаться только пассивного реагирования уже по факту обнаружения угроз, можно сорвать сроки выполнения проекта, не уложиться в бюджет и потерять клиента. Если проект крупный, разумно по каждому риску назначить ответственного, так как менеджер по управлению не сможет контролировать все угрозы одновременно.

Управление рисками с помощью BPM-системы от «КСК ТЕХНОЛОГИИ»

Использовать механизмы по управлению рисками проекта и давать оценку вероятности возникновения проблем необходимо постоянно, так как разобраться со всеми проблемами раз и навсегда невозможно. Поскольку задача долгосрочная, на каждом этапе важно организовать:

  • сбор информации о рисках и возможность для документирования;
  • хранение и передачу информации о реализованных задачах;
  • мониторинг статусов рисковых ситуаций;
  • контроль процессов проектным менеджером.

Учесть все вышеперечисленные требования поможет процессный подход, благодаря которому выстраивается последовательность задач и контролируется их выполнение в автоматическом режиме.

Компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ» предлагает готовое решение для реализации процессного подхода в компании — low-code платформу «КСК.ИК» класса ВРМ для цифровой трансформации организации. Платформа построена на базе ВРМ-движка, который помогает автоматизировать все процессы организации, мониторинг и аналитику исполнения приоритетных задач.

Основный функционал:

  1. автоматическая постановка задач;
  2. контроль просрочки задач и процессов;
  3. доступна история процесса;
  4. удобный функционал для коммуникации сотрудников;
  5. возможность группировать процессы и кейсы в списки по предметной области;
  6. интеграция с почтовыми сервисами;
  7. автоматическая рассылка системных уведомлений;
  8. версионность процессов (возможность исполнения бизнес-процессов по разным версиям);
  9. актуализация процессов без остановки уже запущенных;
  10. сбор информации для подготовки отчетности и анализа бизнес-процессов.

С помощью ВРМ-системы от «КСК ТЕХНОЛОГИИ», вы сможете эффективно моделировать и исполнять бизнес-процессы, принимать наилучшие решения для вашего бизнеса, грамотно управляя каждым вероятным риском.

Читайте также:

Заявка отправлена!

Мы свяжемся с вами в течение 1 рабочего дня.