X

Подпишитесь на наши рассылки

Будьте в курсе последних новостей компании, обновлений продуктов и мероприятий

Продукт или проект: в чем разница

Многие компании переходят от проектного подхода в разработке к продуктовому — это популярно и еще, как говорят, более эффективно. Но не все до конца разобрались, в чем отличие продукта от проекта и почему это так важно. Если простыми словами, то проект — это деятельность, тогда как продукт — это уже результат этой деятельности. В проекте исполнители ориентируются в первую очередь на заказчика, в продуктовом — на конечного потребителя продукта.

В этой статье хотим более детально разобраться, чем отличается проектная деятельность от продуктовой — с чего начинается и как реализуется в ИТ-сфере.

Проектный подход разработки — характеристики, этапы, цели

Проекты — временное мероприятие, нацеленные на создание определенных продуктов или их модернизацию в условиях временных и ресурсных ограничений. Основные характеристики проекта:

  • цели;
  • сроки;
  • качество результата;
  • бюджет;
  • риски;
  • ресурсы.

С каждой из вышеупомянутых характеристик работает Project Manager.

Теперь рассмотрим, как реализуются проекты в ИТ-сфере. Предположим у нас есть клиент или заказчик, который имеет свои цели. Обычно главная цель — получить прибыль. У клиента есть строгие сроки, есть выделенный бюджет и определенные ресурсы, в том числе команда специалистов. Project manager в этом случае выступает как руководитель.

Как выглядит работа над проектом:

  1. Команда специалистов изучает требования клиента, получив их в виде ТЗ или подборки документов.
  2. Согласно этим требования ведется разработка программного продукта.
  3. Далее запускается тестирование разработки.
  4. Клиенту демонстрируются результаты, он либо принимает работу, либо вносить корректировки, что нужно доработать.
  5. Готовый продукт выкатывают в продуктивную среду.

Для проектной деятельности в приоритете: удовлетворение заказчика, достижение намеченных целей и установленного качества, сдача проекта в срок. В проекте есть ограничения — деньги, время, ресурсы.

Кто руководит процессом проектной разработки

Project manager руководит проектной деятельностью команды и отвечает за:

  • планирование работ и координация работы команды над проектом;
  • контроль выполнения задач, распределение их в порядке приоритетности;
  • поиск подрядчиков, когда требуется привлечение сторонних специалистов;
  • контроль расходования бюджета;
  • планирование рисков и планирование активностей;
  • отслеживание качество результата и сроков выполнения работ;
  • командообразование и улаживание конфликтных ситуаций.

Project manager выступает в роли консультанта по технологиям для заказчика проекта. Его основные задачи сводятся к тому, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на ресурсы, уложиться в сроки, проследить расходование бюджета, продать готовый продукт заказчику.

Продуктовый подход — характеристики и основные шаги

Продуктовая деятельность — это долгосрочное мероприятие, которое нацелено на поставку ценности клиентам и рост этой ценности. Если в любом проекте главный — заказчик, то с продуктом все иначе — здесь главный конечный потребитель или клиент.

Основные характеристики продукта:

  • цена;
  • качество;
  • марка;
  • форма;
  • имидж;
  • возможность приобретения;
  • экологичность;
  • срок годности;
  • упаковка;
  • ценность.

С этими характеристиками, а также с процессом создания продукта работает Product manager

Главное, чем отличается продукт от процесса, заключается в способе формирования задач и более развернутом этапе исследования с оцифровкой процессов, что очень важно для понимания вектора движения. При продуктовом подходе нужно постоянно считать и делать выводы.

Все начинается с идеи, очень часто — с идеи, как улучшить уже существующие продукты. Здесь можно сделать вывод и понять, нужен ли клиенту продукт или стоит сэкономить деньги и время.

Как выглядит работа по запуску нового продукта:

  1. Команда формирует гипотезу, то есть, предполагает, что существует такая-то проблему, которую может решить с помощью этих продуктов. Предположительно клиент решит купить этот продукт и выберет именно эту компанию, так как ему это реально нужно и он готов за это заплатить.
  2. Проводится анализ рынка. Важно установить, есть ли на рынке аналоги, насколько они прибыльны, то есть, готовы ли клиенты платить за это деньги.
  3. Для проверки гипотезы нужно пообщаться с клиентом. В процессе коммуникации важно установить «боли» клиента и то, какие проблемы может решить разработка.
  4. Хорошо понимая проблему и ситуацию на рынке, можно переходить к решению — описанию продукта.
  5. Создание портрета целевой аудитории — важный шаг, который позволяет быть ближе к клиенту и понять, что именно нужно ЦА. На этом этапе стоит анализировать аудиторию по выбранному региону, где будет в дальнейшем продвигаться разработка.
  6. Разработка способов информирования клиентов о продукте. Здесь подготавливается стратегия рекламной кампании, способы сбора обратной связи от клиента, чтобы понять, почему они покупают или, наоборот, не покупают.
  7. Расчет экономики продукта. На этом этапе расчеты должны показать, получена прибыль. Для проведения расчетов можно использовать открытые источники прямых конкурентов.
  8. Разработка пилотной версии, запуск и тестирование. Нужно подсчитать, сколько продали продуктов, посмотреть на цифры и сделать выводы о целесообразности дальнейших доработок и массового производства. Чтобы сделать объективные выводы, цифры нужно собирать на каждом ключевом этапе — сколько клиентов привлек маркетинг, сколько совершили покупку, а сколько отказались и почему, доволен ли клиент покупкой, если нет, то почему.
  9. После запуска и понимания, что продукт продается, запускается новый цикл — улучшения, доработка, разработка новых гипотез.

Продуктовая разработка ориентируется в первую очередь на потребности конечного потребителя, тогда как при продуктовой первостепенная цель — удовлетворить заказчика. Такой подход требует смены мышлений всей команды и в первую очередь заказчика.

Попробуйте КСК.Проекты прямо сейчас!

Бесплатный доступ ко всем возможностям сервиса на 14 дней

  • Управление жизненным циклом продукта
  • Управление проектами и задачами
  • Портал системы – единое дисковое хранилище, чат, календарь событий
  • Аналитика и контроль
  • Доступ с любых устройств 24/7

Кто руководит процессом при продуктовой разработке

За процесс создания и улучшения продуктов отвечает Product Manager. Вот, основные задачи и процессы, которыми он руководит:

  • определение портрета ЦА;
  • анализ рынка и прямых конкурентов, отслеживание новинок, определение конкурентоспособности продукта;
  • формирование, сбор, тестирование гипотез для улучшения продукта;
  • привлечение и удержание клиентов;
  • формирование сценария шагов клиента до совершения покупки;
  • определение причин, почему клиенты отказываются от покупки;
  • отслеживание изменений метрик продукта;
  • определение приоритетности задач;
  • планирование и реализация новых функций продукта;
  • распределение бюджета;
  • набор команды исполнителей;
  • взаимодействие с пользователями продукта (получение обратной связи, анализ поведенческих факторов).

Основная задача Product Manager — сформировать видение продукта так, чтобы привлечь большее число пользователей, мотивировать на повторные покупки, увеличить другие важные показатели, влияющие на рост прибыли компании.

Теперь попробуем проанализировать специфику продукта и проекта и определить главные отличия этих двух подходов по ряду критериев.

Сравнение продукта и проекта — в чем отличия

Выше мы рассмотрели характеристики проектной и продуктовой деятельности. Теперь очевидно, что сравнивать эти два термина не совсем корректно, так как понятия лежат немного в разных плоскостях. Но все же для понимания сути попробуем проанализировать основные отличия:

  • Время существования. У проектов есть конечное время жизни, то есть, у проекта всегда есть начало и конец, при этом жесткие рамки по срокам, документации и бюджету. У продукта время жизни бесконечно, так как если продукт «умрет», покупать его никто не будет.
  • Бюджет. В проекте все строго определено — бюджет ограничен. У продукта бюджет в каком-то смысле бесконечен, так как постоянно идут расходы на следующие итерации и улучшения для достижения определенных метрик.
  • Функционал. У продукта всегда есть законченный вид (да, в процессе его будут постоянно дорабатывать, но он всегда делается так, чтобы уже прямо сейчас этой версией можно было пользоваться). У проекта иначе — функционал обычно плавающий, чаще на каждом этапе добавляется только определенные части продукта.
  • Качество. В проекте результаты строго документируются и понимание качества раскрыто. При продуктовой разработке на старте качество может быть условным. Качественный — значит хорошо продающийся.
  • Фокус разработки. В проекте фокус на заказчика и главная цель в том, чтобы уложиться в сроки и бюджет. В продукте фокус на конечном потребителе, анализе его поведенческих факторов и обратной связи.

Хотя подходы могут отличаться, коммуникация внутри команды и правильно организованные бизнес-процессы важны всегда. Чтобы сотрудники четко понимали, какие задачи в приоритете, могли легко коммуницировать и генерировать идеи, свободно обмениваться информацией в едином инфополе — для этого нужны специальные инструменты. Какие? Расскажем в последнем пункте нашей статьи.

Инструменты от «КСК ТЕХНОЛОГИИ»

Представляет одну из последних разработок нашей команды — облачное решение КСК.Service&Teamwork для автоматизации бизнес-процессов внутри вашей компании. Если вы работаете с проектами или предпочитаете продуктовый подход к разработкам, в КСК.Service&Teamwork вы найдете необходимые инструменты, чтобы управлять процессами более эффективно.

Разработка состоит из 4 модулей, в которых есть все, что нужно для распределения и контроля выполнения задач, коммуникации внутри команды, обмена файлами и другими данными в едином информационном поле, быстрого доступа с любого устройства.

Чтобы получить бесплатную консультацию, оставьте заявку на сайте. Наш менеджер свяжется с вами в течение 5 минут.

Заявка отправлена!

Мы свяжемся с вами в течение 1 рабочего дня.