Многие компании переходят от проектного подхода в разработке к продуктовому — это популярно и еще, как говорят, более эффективно. Но не все до конца разобрались, в чем отличие продукта от проекта и почему это так важно. Если простыми словами, то проект — это деятельность, тогда как продукт — это уже результат этой деятельности. В проекте исполнители ориентируются в первую очередь на заказчика, в продуктовом — на конечного потребителя продукта.
В этой статье хотим более детально разобраться, чем отличается проектная деятельность от продуктовой — с чего начинается и как реализуется в ИТ-сфере.
Проектный подход разработки — характеристики, этапы, цели
Проекты — временное мероприятие, нацеленные на создание определенных продуктов или их модернизацию в условиях временных и ресурсных ограничений. Основные характеристики проекта:
- цели;
- сроки;
- качество результата;
- бюджет;
- риски;
- ресурсы.
С каждой из вышеупомянутых характеристик работает Project Manager.
Теперь рассмотрим, как реализуются проекты в ИТ-сфере. Предположим у нас есть клиент или заказчик, который имеет свои цели. Обычно главная цель — получить прибыль. У клиента есть строгие сроки, есть выделенный бюджет и определенные ресурсы, в том числе команда специалистов. Project manager в этом случае выступает как руководитель.
Как выглядит работа над проектом:
- Команда специалистов изучает требования клиента, получив их в виде ТЗ или подборки документов.
- Согласно этим требования ведется разработка программного продукта.
- Далее запускается тестирование разработки.
- Клиенту демонстрируются результаты, он либо принимает работу, либо вносить корректировки, что нужно доработать.
- Готовый продукт выкатывают в продуктивную среду.
Для проектной деятельности в приоритете: удовлетворение заказчика, достижение намеченных целей и установленного качества, сдача проекта в срок. В проекте есть ограничения — деньги, время, ресурсы.
Кто руководит процессом проектной разработки
Project manager руководит проектной деятельностью команды и отвечает за:
- планирование работ и координация работы команды над проектом;
- контроль выполнения задач, распределение их в порядке приоритетности;
- поиск подрядчиков, когда требуется привлечение сторонних специалистов;
- контроль расходования бюджета;
- планирование рисков и планирование активностей;
- отслеживание качество результата и сроков выполнения работ;
- командообразование и улаживание конфликтных ситуаций.
Project manager выступает в роли консультанта по технологиям для заказчика проекта. Его основные задачи сводятся к тому, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на ресурсы, уложиться в сроки, проследить расходование бюджета, продать готовый продукт заказчику.
Продуктовый подход — характеристики и основные шаги
Продуктовая деятельность — это долгосрочное мероприятие, которое нацелено на поставку ценности клиентам и рост этой ценности. Если в любом проекте главный — заказчик, то с продуктом все иначе — здесь главный конечный потребитель или клиент.
Основные характеристики продукта:
- цена;
- качество;
- марка;
- форма;
- имидж;
- возможность приобретения;
- экологичность;
- срок годности;
- упаковка;
- ценность.
С этими характеристиками, а также с процессом создания продукта работает Product manager
Главное, чем отличается продукт от процесса, заключается в способе формирования задач и более развернутом этапе исследования с оцифровкой процессов, что очень важно для понимания вектора движения. При продуктовом подходе нужно постоянно считать и делать выводы.
Все начинается с идеи, очень часто — с идеи, как улучшить уже существующие продукты. Здесь можно сделать вывод и понять, нужен ли клиенту продукт или стоит сэкономить деньги и время.
Как выглядит работа по запуску нового продукта:
- Команда формирует гипотезу, то есть, предполагает, что существует такая-то проблему, которую может решить с помощью этих продуктов. Предположительно клиент решит купить этот продукт и выберет именно эту компанию, так как ему это реально нужно и он готов за это заплатить.
- Проводится анализ рынка. Важно установить, есть ли на рынке аналоги, насколько они прибыльны, то есть, готовы ли клиенты платить за это деньги.
- Для проверки гипотезы нужно пообщаться с клиентом. В процессе коммуникации важно установить «боли» клиента и то, какие проблемы может решить разработка.
- Хорошо понимая проблему и ситуацию на рынке, можно переходить к решению — описанию продукта.
- Создание портрета целевой аудитории — важный шаг, который позволяет быть ближе к клиенту и понять, что именно нужно ЦА. На этом этапе стоит анализировать аудиторию по выбранному региону, где будет в дальнейшем продвигаться разработка.
- Разработка способов информирования клиентов о продукте. Здесь подготавливается стратегия рекламной кампании, способы сбора обратной связи от клиента, чтобы понять, почему они покупают или, наоборот, не покупают.
- Расчет экономики продукта. На этом этапе расчеты должны показать, получена прибыль. Для проведения расчетов можно использовать открытые источники прямых конкурентов.
- Разработка пилотной версии, запуск и тестирование. Нужно подсчитать, сколько продали продуктов, посмотреть на цифры и сделать выводы о целесообразности дальнейших доработок и массового производства. Чтобы сделать объективные выводы, цифры нужно собирать на каждом ключевом этапе — сколько клиентов привлек маркетинг, сколько совершили покупку, а сколько отказались и почему, доволен ли клиент покупкой, если нет, то почему.
- После запуска и понимания, что продукт продается, запускается новый цикл — улучшения, доработка, разработка новых гипотез.
Продуктовая разработка ориентируется в первую очередь на потребности конечного потребителя, тогда как при продуктовой первостепенная цель — удовлетворить заказчика. Такой подход требует смены мышлений всей команды и в первую очередь заказчика.
Кто руководит процессом при продуктовой разработке
За процесс создания и улучшения продуктов отвечает Product Manager. Вот, основные задачи и процессы, которыми он руководит:
- определение портрета ЦА;
- анализ рынка и прямых конкурентов, отслеживание новинок, определение конкурентоспособности продукта;
- формирование, сбор, тестирование гипотез для улучшения продукта;
- привлечение и удержание клиентов;
- формирование сценария шагов клиента до совершения покупки;
- определение причин, почему клиенты отказываются от покупки;
- отслеживание изменений метрик продукта;
- определение приоритетности задач;
- планирование и реализация новых функций продукта;
- распределение бюджета;
- набор команды исполнителей;
- взаимодействие с пользователями продукта (получение обратной связи, анализ поведенческих факторов).
Основная задача Product Manager — сформировать видение продукта так, чтобы привлечь большее число пользователей, мотивировать на повторные покупки, увеличить другие важные показатели, влияющие на рост прибыли компании.
Теперь попробуем проанализировать специфику продукта и проекта и определить главные отличия этих двух подходов по ряду критериев.
Сравнение продукта и проекта — в чем отличия
Выше мы рассмотрели характеристики проектной и продуктовой деятельности. Теперь очевидно, что сравнивать эти два термина не совсем корректно, так как понятия лежат немного в разных плоскостях. Но все же для понимания сути попробуем проанализировать основные отличия:
- Время существования. У проектов есть конечное время жизни, то есть, у проекта всегда есть начало и конец, при этом жесткие рамки по срокам, документации и бюджету. У продукта время жизни бесконечно, так как если продукт «умрет», покупать его никто не будет.
- Бюджет. В проекте все строго определено — бюджет ограничен. У продукта бюджет в каком-то смысле бесконечен, так как постоянно идут расходы на следующие итерации и улучшения для достижения определенных метрик.
- Функционал. У продукта всегда есть законченный вид (да, в процессе его будут постоянно дорабатывать, но он всегда делается так, чтобы уже прямо сейчас этой версией можно было пользоваться). У проекта иначе — функционал обычно плавающий, чаще на каждом этапе добавляется только определенные части продукта.
- Качество. В проекте результаты строго документируются и понимание качества раскрыто. При продуктовой разработке на старте качество может быть условным. Качественный — значит хорошо продающийся.
- Фокус разработки. В проекте фокус на заказчика и главная цель в том, чтобы уложиться в сроки и бюджет. В продукте фокус на конечном потребителе, анализе его поведенческих факторов и обратной связи.
Хотя подходы могут отличаться, коммуникация внутри команды и правильно организованные бизнес-процессы важны всегда. Чтобы сотрудники четко понимали, какие задачи в приоритете, могли легко коммуницировать и генерировать идеи, свободно обмениваться информацией в едином инфополе — для этого нужны специальные инструменты. Какие? Расскажем в последнем пункте нашей статьи.
Инструменты от «КСК ТЕХНОЛОГИИ»
Представляет одну из последних разработок нашей команды — облачное решение КСК.Service&Teamwork для автоматизации бизнес-процессов внутри вашей компании. Если вы работаете с проектами или предпочитаете продуктовый подход к разработкам, в КСК.Service&Teamwork вы найдете необходимые инструменты, чтобы управлять процессами более эффективно.
Разработка состоит из 4 модулей, в которых есть все, что нужно для распределения и контроля выполнения задач, коммуникации внутри команды, обмена файлами и другими данными в едином информационном поле, быстрого доступа с любого устройства.
Чтобы получить бесплатную консультацию, оставьте заявку на сайте. Наш менеджер свяжется с вами в течение 5 минут.