Развиваясь, компания расширяется, появляются новые отделы. Именно в этот момент нужна система, прописанная пошаговая инструкция о том, как выстроить структуру бизнес-процессов, чтобы сотрудники двигались в одном направлении и выполняли свою работу качественно. Такой инструкцией выступает регламент рабочего процесса.
Основные документы регламента – это карты и схемы бизнес-процессов, положение о политике компании, инструкции, методички, пособия, ссылки на источники о работе компании, шаблоны документов, заявлений, прошений и прочие дополнительное формальности, которые помогают организовать рабочий процесс должным образом.
Зачем регламенты бизнесу?
Существует пять основных целей, которые достигает компания с помощью регламента.
- Системность бизнес-процессов
При создании регламента хорошо бы сразу выявить все «белые пятна» и понять, как их усовершенствовать, привести в норму или вовсе удалить из деятельности компании. А после этого понять, что осталось, прописать структуру и воплотить в практической деятельности бизнеса. - Набор качественного персонала
Благодаря регламенту найм персонала становится проще, так как у эйчара есть понятные прописанные алгоритмы и критерии. - Адаптация и обучение персонала
Регламент вводит новых сотрудников в курс дела с дополнительными ссылками на ресурсы компании, а также учебными материалами и порядком экзаменирования от руководителя. Очень удобно и собственнику, и сотруднику, когда все расписано, как нужно, и всегда под рукой, то есть, своего рода, чек-лист, которому нужно просто следовать, чтобы адаптироваться в компании. - Информационная безопасность
Регламент авторского права так называемый. Это порядок, который поясняет, что именно принадлежит сотрудникам компании, а что – самой компании, когда сотрудники как бы передают ей авторское право или свою интеллектуальную собственность. Тут же регулируется и норма, по которой сотрудники имеют право получить за свою работу доход. А также если сотрудник решит уволиться, он может прописать все, что делал в регламенте, и потом просто поделиться этой информацией с новым сотрудником, передав прописанный документ с чек-листом к действию. - Ускорение бизнес-процессов
Сотрудники не задают лишние вопросы руководству о том, как выполнить свою работу. Они уже имеют инструкцию к действию, и просто движутся в верном направлении.
Разработка регламента
Персонал компании, участвующий в разработке регламента рабочего процесса, обычно делится на три ключевые категории:
- Владелец процесса разработки
- Хранитель готового регламента
- Создатель регламента процесса
Владелец определяет цели, тактику и стандарты. Также он или она контролирует процесс разработки, ставит KPI и отвечает за результат выполнения регламента. В процессе создания он или она может инициировать совершенствование регламента, обеспечивая при этом соблюдение порядка и дедлайнов.
Хранитель обеспечивает версионность регламента, доступность его другим сотрудникам, а также своевременное обновление регламента и архивирование его отживших версий.
Разработчик собственноручно создает документацию, прописывая регламент. А еще он редактирует и стандартизирует его, вносит необходимую визуализацию, обеспечивает лаконичность, читабельность и доступность текста регламента всему персоналу компании.
Этапы разработки и внедрения регламента
Разработка регламента состоит из четырех этапов: анализ, презентация, создание и внедрение. При этом данный порядок нельзя нарушать, иначе регламент будет нерелевантным и не поможет бизнесу наладить системную работу департаментов.
Первый этап – анализ и описание схемы разработки рабочего процесса, куда входят:
- Описание бизнес-процессов
- Границы рабочих процессов
- Из-за чего процесс запускается
- Как подтвердить выполнение задачи
- Как оценить результаты выполнения
- Что будет после завершения задачи
- На какие этапы делится процесс
- Какие проблемы преследуют процесс
- Как избежать ключевых ошибок в процессе
- Какова последовательность внутри процесса
- Какие ресурсы нужны для выполнение процесса
- Кто отвечает за каждый этап выполнения процесса
- Какие инструменты и методы необходимы для каждого этапа
- Как выглядят недочеты процесса при создании идеальной модели
Второй этап – анализ и описание схемы разработки рабочего процесса, куда входят:
- Как создать блоковую схему для презентации процесса
- Как предусмотреть недочеты процесса и исправить их
- Как упорядочить процесс, если он не следует одному порядку
- Как работать с рисками и какие они бывают при создании регламента
- С чего начать тестирование бизнес-процесса и понять, что не так работает
Третий этап – написание регламента, в котором присутствуют такие элементы:
- Кто будет заниматься написанием регламента
- По каким критериям выбрать такого специалиста
- Как проверить его ключевые компетенции и знания
- Как и что спросить с написавшего регламент сотрудника
- Как оценить его работу и поощрить за качество регламента
- Какой стиль изложения и шрифты в регламенте использовать
- Какие KPI нужно заложить в регламент для соблюдения процессов
- Когда и каким образом утвердить регламент процесса у руководителя
Четвертый этап - применение регламента процессов, где сказано:
- Как внедрить регламент в работу департаментов
- Как написать и выложить на сетевой диск регламент
- Сколько времени нужно обучать и контролировать персонал
- С чего начать ознакомление с регламентом рабочего процесса
- Как мотивировать сотрудников проявлять инициативу в улучшении работы
- Как версировать регламент, регулярно обновляя предыдущую версию
Сложности в разработке регламента
Разработка регламента требует немалых усилий: анализ, сбор данных, аудит существующей ситуации с регламентом в компании, социологические исследования, мониторинг бизнес-процессов. При этом стоит заручиться поддержкой топ-менеджеров и высшего руководства, чтобы они одобрили усилия по работе с регламентом для выбранного отдела.
Не ждите, что персонал сразу начнет применять регламент. Его, персонал, надо обучить для этого. Но сначала мотивировать чем-то сотрудников учиться следовать регламенту, иначе они просто проигнорируют эту возможность, потому что никто не хочет выкладываться на все 100%, особенно, если зарплата оставляет желать лучшего.
После того, как ваши специалисты разработали и внедрили регламент работы в компании, мы поможем вам автоматизировать все бизнес-процессы согласно этому регламенту. Обратитесь за консультацией к менеджерам компании КСК ТЕХНОЛОГИИ и примените новейший метод использования регламента рабочих процессов в вашей компании.