X

Подпишитесь на наши рассылки

Будьте в курсе последних новостей компании, обновлений продуктов и мероприятий

Методологии управления проектами: подходы и виды методов проектного управления

Чтобы работа над проектами выполнялась в срок и с минимальным количеством ошибок, необходимо использовать специальные инструменты управления, но сами по себе они не работают. Планировщики задач, командные доски, трекеры, календари — все это должно быть собрано в единую систему или методологию управления проектами.

В этой статье вместе с экспертами «КСК ТЕХНОЛОГИИ» разбираемся в самых популярных вариантах методологии управления проектами, рассматриваем особенности и преимущества каждой.

Что такое методология управления проектами

Методология — выбранный стандарт ведения проекта, начиная от его инициации и старта, заканчивая завершением.
Составляющие проектной методологии:

  • Основные принципы — правила, согласно которым выполняется постановка задач, осуществляется коммуникация и обмен документами внутри команды, формируются стандарты работы, способы оценки сроков.
  • Инструменты. К этой категории можно отнести планировщики, Канбан-доски, диаграммы Ганта.
  • Способы оценки результатов, как по всему проекту, так и отдельных задач.

Используя те или иные методы и технологии управления проектами, менеджер выбирает определенные стандарты и инструменты, формируя своего рода «конвейер» по проектному управлению, после чего по этому конвейеру могут проходить десятки проектов и на выходе будет плюс-минус ожидаемый результат.

Всего есть две главных методологии — каскадная и гибкая. Они принципиально отличаются друг от друга, а внутри каждой есть еще модели управления с определенным набором методов и инструментов. Используют эти методологии во многих отраслях — от разработки ИТ-приложений до промышленности. Проще говоря, если есть проект и есть команда, так или иначе, в управлении используется одна из методологий.

Далее рассмотрим эти методологии управления проектами — каскадную и гибкую.

Каскадная или Waterfall модель управления

Такой способ управления проектами является традиционным, его отличает линейный подход, когда весь объем работ по проекту разбивается на отдельные этапы и выполнятся последовательно. Только когда предыдущий этап завершен, переходят к следующему. 

Когда такой способ управления проектами подходит лучше всего? В тех ситуациях, когда проектные задачи нужно выполнять последовательно, а не параллельно. 

Как правило, традиционный менеджмент управления проектом предполагает разделение объема работ на несколько основных этапов:

  1. Инициация. На старте проектный менеджер встречается с командой, обсуждает требования к проекту, то, какой продукт должен получиться в итоге — с какими характеристиками и функционалом.
  2. Планирование. На следующем этапе команда начинает обсуждать шаги создания продукта. Всю работу делят на этапы, при этом для каждого из этапов прописывают ожидаемый результат — что нужно получить, дойдя до второго, третьего, четвертого этапов. Четко прописываются такие показатели: сроки, ожидаемый результат по этапам и в целом по проекту, технологии достижения описанного результата. Составляется и утверждается четкий план.
  3. Реализация. Этот шаг связан с выполнением основной работы — все члены команды работают согласно утвержденному плану для достижения результата. Их действия контролирует и согласовывает руководитель или менеджер, ответственный за проектное управление.
  4. Тест. Очень важный этап, когда проектный менеджер и команда собираются, чтобы протестировать продукт — определить, насколько он соответствует стандартам, утвержденным на предыдущих этапах. Если выявлены недоработки, их устраняют.
  5. Завершение. Этот этап может выглядеть как демонстрация результата клиенту или как согласование для дальнейших доработок для улучшения продукта. 

Вышеописанные шаги являются базовыми в управлении. При работе с этой методологией в зависимости от команды, проекта, ожидаемых результатов, сроков и других факторов можно добавлять другие итерации или убирать те, которые в конкретном проекте кажутся неактуальными. Во многих проектах достаточно будет всего трех этапов, в других — бывают дополнительные этапы. 

В чем преимущества каскадной методологии? Это четкий, последовательный подход в управлении проектами. Данная модель предполагает строгие ТЗ, понятные и развернутые инструкции, требования, как и результат, заранее определены. 

Гибкая методология или Agile

Выше мы рассмотрели строго регламентированный подход к управлению проектами. Но не всегда он актуален. Сегодня все чаще предпочтение в управлении отдается гибкой методологии Agile. В отличие от метода «водопада» здесь на первое место выходит не четкий план и отчетность. Главнее всего гибкость, постоянные коммуникации с клиентом и возможность быстро вносить изменения в продукт.

Что отличает методологию Agile? К ключевым характеристикам можно отнести открытость и прозрачность, командную работу, скорость модернизации продукта. Суть этой системы в повторяющихся циклах и получении постоянного фидбека от клиента. 

ТОП-принципов Agile:

  1. В приоритете люди и коммуникация между ними, процессы, инструменты — на втором месте.
  2. Отчеты и документы не так важны, как работающий продукт.
  3. Согласование условий не первостепенно, важнее всего — плодотворное сотрудничество с клиентом, получение обратной связи.
  4. На первом месте не строгое следование плану, а гибкость и возможность быстро вносить изменения и адаптировать продукт под запросы целевой аудитории.

Что выгодно отличает методологию Agile? Если сравнивать с каскадным подходом управления проектом, то для многих современных бизнесов можно выделить такие плюсы:

  1. Гибкость. Что и следует из самого названия метода. При таком подходе не нужно прописывать этапы и четко детализировать все требования. Исполнителям дается право на эксперименты, всегда есть возможность внести изменения быстро и без потери качества.
  2. Минимизация рисков. С клиентом постоянно поддерживается коммуникация — есть быстрый фидбек и всегда есть вероятность радикальных изменений в планах. Все это делается ради того, чтобы в итоге получить ожидаемый результат, поэтому риск, что проект провалится, меньше.
  3. Оперативность. Agile предполагает параллельную работу над несколькими частями проекта. Многие задачи выполняются последовательно. Конечно, это можно реализовать далеко не во всех проектах, но там, где это возможно, такой подход всегда в плюс, так как сильно ускоряет работу.

Итак, мы рассмотрели две методологии — каскадную и гибкую. Но в пределах этих методологий существует большой набор методик, с помощью которых команда достигает конечной цели. Уточним:

  • Методологией называют стандарт ведения проекта.
  • Метод — это способ выполнения работы. Может включать в себя теоретические знания и практические приемы.
  • Методика (фреймворк) — описание последовательности применения этих методов.

Далее обсуждаем, какие методики и методы управления проектами сегодня, и какие из них особенно популярны.

 

Попробуйте КСК.Проекты прямо сейчас!

Бесплатный доступ ко всем возможностям сервиса на 14 дней

  • Управление жизненным циклом продукта
  • Управление проектами и задачами
  • Портал системы – единое дисковое хранилище, чат, календарь событий
  • Аналитика и контроль
  • Доступ с любых устройств 24/7

 

Современные методы управления проектами

  1. Scrum. 

    Подход, суть которого сводится к следующему — весь объем работ по проекту выполняют спринтами (временными промежутками). Обычно на один спринт отводится две-четыре недели. По завершению спринта команда получает промежуточный готовый результат. 

    Как это выглядит на практике? Команда собирается и обсуждает задачи, которые им предстоит выполнить для получения промежуточного результата. Эти работы разбивают на 2-4 недели. Каждый день проводятся короткие совещания для выявления возможных проблем и быстрого их устранения. 

    Что происходит в завершении спринта:

    • Команда оценивает продукт — насколько он соответствует запросам клиента, как его можно улучшить уже сейчас, что для этого нужно сделать. 
    • Проводится оценка работы команды. Важно определить, насколько на протяжении этого спринта действия членов команды были эффективны и скоординированы. Если находятся слабые места, решается, как можно улучшить коммуникацию, чтобы в дальнейшем достигать результата быстрее и эффективнее.
    • Составляется план на следующий спринт.

    Кому подойдет Скрам? И малому, и крупному бизнесу. Стоит посмотреть на примеры таких гигантов, как Microsoft, Apple или Amazon, которые используют в своей работе Scrum.

  2. Кanban.

    В центре проектного управления — задачи. Чтобы контролировать все работы по задачам в проекте, используется специальная Канбан-доска или таблица, также хорошо помогают карточки задач.

    Как это выглядит на практике? Пространство Канбан-доски делят на колонки. Каждая колонка — это один из этапов задачи (от постановки до ее завершения). Для примера можно рассмотреть простую схемы с тремя колонками: «сделать», «в работе», «готово». Изначально задачу ставят в колонку «сделать», когда ее берут в работу, перемещают соответственно в колонку «в работе», затем — в колонку «готово».

    Особенность метода Канбан в том, что он позволяет ограничить количество задач, с которыми команда работает в данный момент. Так удается избежать перегрузки и выгорания, сконцентрировать внимание членов команды на приоритетных и срочных задачах.

    Кому подойдет Канбан? Он используется в разных отраслях, в том числе ИТ-индустрия, логистика, строительство, сфера производства.

  3. Lean.

    Исходя из названия метода, это бережливое управление проектами. Lean — системный подход, разработанный компанией Toyota в далекие пятидесятые. Цель в том, чтобы максимально повысить эффективность производственных операций. 

    Основные его принципы:

    • Команда акцентирует все внимание на потребностях клиента. Цель — дать клиенту максимальную ценность. 
    • Метод нацелен на то, чтобы избежать восьми возможных видов потерь: ожидание, избыток производства и лишние складские запасы, ненужные транспортировки и движение людей, нереализованный потенциал членов команды, брак и ненужная обработка.
    • Во главу ставится оптимизация процессов производства. Цель — исключить все ненужные операции, решить проблемы с простоями. 
    • Системный подход. Поскольку все бизнес-процессы между собой связаны, для достижения лучшего результата каждый из отдельных процессов нужно оптимизировать.
    • Постоянное улучшение. Согласно этому подходу нужно постоянно стремиться к усовершенствованию, искать новые способы и инструменты, чтобы повысить эффективность работы и улучшить качество конечного продукта.

    Кому подойдет Lean? В первую очередь, конечно, производство. Также этот метод применяют и в других сферах бизнеса, в том числе в разработке программного обеспечения, банковском деле, логистике, торговле.

  4. Метод критического пути (диаграмма Ганта).

    Суть — определение самого длинного пути выполнения проекта и критических задач, которые могут задерживать сроки. Этот подход помогает не запутаться в задачах, когда их слишком много, все тщательно спланировать и сделать точно в срок.

    Чаще всего метод критического пути наглядно иллюстрируют с помощью диаграммы Ганта. Также существует доработанная версия — метод критической цепи. При таком подходе учитываются также ограничивающие условия. 

    Выделяют последовательные задачи — те, которые нельзя выполнять параллельно. Критический путь — это самая длинная цепочка последовательных и самых важных задач. Если их не выполнить вовремя, это негативно скажется на всем проекте и сроки будут задержаны. Подход позволяет определить самые важные задачи, оптимизировать время реализации проекта, оценить риски и составить реалистичный план.

    Кому подойдет метод критического пути? Руководствоваться принципами этого подхода можно в разных отраслях — от строительства до разработки ПО. Но в творческих проектах, где много неопределенностей, спрогнозировать сроки настолько точно вряд ли получится.

  5. Six Sigma.

    Метод 6 Sigma придумала компания Motorola, чтобы оптимизировать бизнес-процессы. По некоторым данным, благодаря использованию этого подхода компания смогла сэкономить миллиарды долларов. 

    В чем суть метода? Главная цель — сократить количество дефектов, оптимизировать текущие процессы. Этот подход перекликается с Kanban и Lean, но здесь есть четкое планирование. Результатом применения 6 Sigma должно быть улучшенное качество продукции, сокращение затрат на производство, повышение эффективности. 

    Принципы 6 сигм:

    • Определение процесса, который нуждается в улучшении.
    • Измерение процесса. Сбор данных, выявление текущего уровня качества, поиск вероятных проблем, требующих устранения.
    • Анализ процессов. Когда процессы, нуждающиеся в оптимизации, найдены, необходимо определить причины, приводящие к появлению проблем.
    • Улучшение. Непосредственно работы по устранению обнаруженных проблем.
    • Контроль. После того, как процессы оптимизированы, реализуется контроль качества. 

    Кому подойдет 6 Sigma? Скорее всего, этот метод не лучший вариант, когда речь идет об управлении отдельными проектами. Его лучше использовать в управлении качеством продукта, сочетая с Kanban и Lean подходами.

Инструменты от «КСК ТЕХНОЛОГИИ»

Независимо от того, какую методологию управления проектами вы выбрали, вам потребуются соответствующие инструменты. Здесь поможет готовое решение от нашей компании. Мы разработали ПО «КСК.Проекты», где есть весь необходимый функционал для управления проектом в связке с продуктами, а также портфелями проектов по любой из вышеописанных методологий. 

Чтобы получить больше информации, проконсультируйтесь с нашим экспертом.

Заявка отправлена!

Мы свяжемся с вами в течение 1 рабочего дня.