Сервисная интеграционная шина

ESB (корпоративная интеграционная или сервисная шина) — программное обеспечение для обмена данными между разными информационными системами или сервисами предприятия. Для организации наличие ESB — это конкурентное преимущество, так как быстрая связь между отдельными корпоративными приложениями экономит время и рабочие ресурсы компании.

Учитывая актуальность программного обеспечения, рассматриваем детально функционал и преимущества ESB, а также готовые решения от КСК.ИК.

Понятие и принцип работы

ESB шина — не монолитная система, а один из слоев в ИТ-инфраструктуре компании. Интеграционная шина состоит из следующих механизмов:

  • Брокер сообщений — инструмент для управления очередностью поступающих сообщений. Брокер выступает в роли посредника между двумя приложениями или сервисами — источником и приемником.
  • Комплект адаптеров — пакет программных элементов, необходимых для связи приложений с интеграционной или сервисной шиной и преобразования одного интерфейса в другой. От количества заложенных в интеграционную шину адаптеров зависит объем ее функционала.
  • Микросервисы — отдельные компоненты архитектуры. Каждый микросервис работает независимо от других.
  • Средства контроля и мониторинга.

Основная задача ESB (или единого шлюза) как программного продукта — преобразование сообщений и их маршрутизация для упрощения обмена данными между отдельными информационными системами. Для ESB не нужна длительная разработка всякий раз, когда возникает необходимость соединить сервисы, не спроектированные для совместной работы.

Шина данных может быть представлен в разных вариантах — программный формат или программно-аппаратный комплекс. Организация может выбрать подходящее решение в зависимости от требуемого уровня надежности, скорости обработки данных, безопасности, функционального оснащения.

Почему компании выбирают интеграционную шину

Сейчас бизнес переживает эпоху глобальной цифровой трансформации. Многие коммерческие предприятия и государственные организации оперируют огромными массивами пересекающихся данных. Для работы с информацией используется сразу несколько систем, и если между отдельными приложениями или сервисами нет связи, то временные и ресурсные потери для компании очень большие.

Из-за непрерывного обмена сообщениями может произойти настоящий хаос, особенно, если отдельных сервисов десятки или даже сотни. В результате на стороне пользователя получаем длительное ожидание и постоянные сбои в работе. Благодаря внедрению ESB все кардинально меняется — отдельные приложения или сервисы больше не обращаются с запросами друг к друга, а взаимодействуют только с одной интеграционной платформой.

Компании выбирают ESB для интеграции отдельных информационных систем:

  • Внедрение такого ПО позволяет сервисам, которые задействованы в работе разных отделах, эффективно взаимодействовать.
  • Через интеграционный шлюз происходит быстрый обмен данными с использованием разных форматов и протоколов. Можно быстро получить необходимые данные из другого приложения или сервиса без прохождения сложной многоуровневой цепочки операций.
  • ESB позволяет преобразовать сообщения в нужный формат, контролировать транзакции, проводить маршрутизацию с учетом смысла, равномерно распределять нагрузку на отдельные сервисы и гарантировать безопасность обмена данными.

В отличие от традиционной архитектуры «точка-точка», то есть, прямого взаимодействия сервисов между собой, ESB решение отличается большой гибкостью. Например, когда в одну из систем приходится вносить изменения, это не влияет на работу других приложений компании.

Если подытожить, то для компаний использование корпоративных шин выгодно по многим причинам — экономия времени и денег, улучшение работы сервисов, повышение эффективности решения задач предприятия и, как результат, увеличение прибыли.

Достоинства и недостатки ESB

Основные преимущества использования сервисного шлюза:

  • Экономия времени — на бизнес-процессы и обмен информацией между отделами и сервисами тратится гораздо меньше ресурсов и времени.
  • Упрощение адаптации — ИТ-инфраструктура компании может быстрее адаптироваться к условиям современного рынка и успешно конкурировать с лидерами.
  • Повышение эффективности работы — часть рутинных обязанностей благодаря внедрению интеграционного шлюза снимается с сотрудников, освобождая больше времени для решения более сложных задач.
  • Маршрутизация сообщений — одни из главных функций ESB. На практике это реализуется так: сервисная шина получает информацию от одних сервисов и согласно заданным параметрам направляет ее в другие, выстраивая поток движения и четкую последовательность передачи. В функционале сервисной шины содержатся инструменты для настройки необходимых параметров управления информационными потоками.
  • Слабые связи между отдельными сервисами — если интеграционная модель системы построена правильно, то отдельные элементы ИТ-ландшафта совсем не соприкасаются друг с другом. Вся работа идет через сервисную шину. Это дает высокий уровень гибкости и масштабируемости.
  • Преобразование сообщений — в отдельных системах информация может быть в разных форматах, например, CSV, JSON, XML, DBF. Сервисный шлюз преобразует один формат в другой, если это необходимо, и после этого передает информацию в соответствующую систему.
  • Масштабируемость — используя сервисную шину, можно одновременно работать с большим количеством информационных корпоративных систем и сервисов, равномерно распределяя нагрузку между отдельными приложениями. ESB позволяет передавать информацию любого объема, при необходимости, разбивая крупные массивы данных на мелкие. Такой подход предупреждает вероятность утраты информации. Плюс масштабируемость позволяет наращивать информационные мощности компании без необходимости иметь однородный ИТ-ландшафт.
  • Гарантированная доставка данных — механизм ESB упрощает доставку информации по каналам с невысокой стабильностью, благодаря чему снижается нагрузка на систему-источник. Также уже на уровне интеграционных механизмов ESB реализован функционал снижения алгоритмической нагрузки по реализации квитирования доставки.
  • Безопасность передачи данных — технология обеспечивает шифрование данных и поддерживает защищенные сетевые соединения.
  • Централизованное управление — такой подход снижает расходы на настройку и масштабирование, а также поддержание работы системы.
  • Диагностика рабочего состояния — в сервисной шине реализован механизм диагностики для выявления проблем с передачей данных. Благодаря этому потенциальные проблемы можно обнаружить на начальном этапе и быстро решить вопрос.

К недостаткам модели можно причислить:

  • Необходимость в дополнительных затратах на покупку и поддержку специализированных программных продуктов. Также нередко от компании требуется выделить дополнительные сервисные ресурсы для эффективной работы ESB.
  • На начальных этапах персонал необходимо обучить работе с новым программным продуктом.

В сравнении с традиционным подходом ESB — лучший вариант для взаимодействия отдельных сервисов на сегодняшний день. Опыт многих компаний показывает, что при выборе платформы для интеграции лучше рассматривать гибкие решения с открытым исходным кодом и микросервисной архитектурой. Как раз такое программное обеспечение на базе low-code предлагает компания КСК.

Корпоративная сервисная шина от КСК

КСК.Шлюз СМЭВ 3 — один из продуктов, работающих в парадигме low-code. Это ESB-система, которая выступает как единый центр для обмена сообщениями между отдельными приложениями и информационными системами. Продукт позволяет быстро и легко настраивать маршруты отправки сообщений.

КСК.Шлюз СМЭВ 3 позволяет решать следующие задачи:

  • Подача запросов на получение информации.
  • Предоставление данных на поступивший запрос.

Рассмотрим подробно архитектуру шлюза от КСК:

  • Модули ядра — отвечают за работу внутренних механизмов шлюза, например, взаимодействие с внутренней СУБД или формирование ЭЦП.
  • Модули-трансформаторы — адаптеры-обработчики для преобразования информации из внутреннего формата в формат СМЭВ3 и наоборот.
  • Сервер — площадка для размещения и работы модулей ядра и модулей-трансформаторов.
  • Внутренняя СУБД — система управления базами, где хранятся поступившие сообщения.
  • Криптопровайдер — для формирования и верификации ЭЦП.
  • JMS-брокер — для организации системы очередей. Доступен опционально.

Узайте больше о возможностях КСК.Шлюз

Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем

  • Единый протокол интеграции
  • Гарантированная доставка сообщений
  • Более 1000 готовых адаптеров
  • Мониторинг цепочек взаимодействия
  • Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3

КСК.Шлюз помогает организовать маршрутизацию запросов, ответов и технологических сообщений между корпоративными или ведомственными сервисами. Это простой и удобный протокол обмена, который сокращает число технологический взаимодействий и скрывает разнообразие форматов сведений. Продукт гарантируют обработку поступающих сообщений со стороны клиента и со стороны СМЭВЗ.

Интеграционный шлюз от КСК позволяет использовать системы в разных режимах в контексте одного проекта, осуществлять контроль результатов по каждой цепочке и получать статистику в разрезе контрагентов и видов взаимодействий.

Внедрение интеграционной шины КСК

Специалисты КСК проведут все необходимые работы по внедрению системы:

  • Установка программного обеспечения и подготовка всей необходимой документации для регистрации системы.
  • Установка готовых (если они есть) или разработка новых видов сведений и вызовов видов сведений.
  • Предоставление клиенту всей документации и проектов писем, которые необходимы для регистрации видов сведений в СМЭВ, также предоставление доступа к видам сведений и тестирование видов сведений.
  • Обучение сотрудников работе с новым программным продуктом.
  • Интеграция с ведомственными или другими информационными системами организации.
  • Анализ ИТ-инфраструктуры клиента, выбор вариантов интеграции с другими системами.
  • Завершающее внедрение интеграционной шины для реализации межведомственного взаимодействия или взаимодействия внутри организации между отдельными подразделениями в электронном виде.

Благодаря внедрению ESB организация сможет повысить прозрачность обмена данными, увеличить продуктивность и эффективность работы подразделений, а также снизить затраты на создание и поддержание корпоративной ИТ-инфраструктуры.

Читайте также:

Заявка отправлена!

Мы свяжемся с вами в течение 1 рабочего дня.