Электронное правительство

Для эффективного, простого и комфортного взаимодействия граждан Российской Федерации и государства была разработана концепция электронного правительства в России. Для ее реализации используется целый комплекс информационных систем, которые позволяют предоставлять государственные услуги и выстраивать коммуникации в электронном виде.

В этой статье рассматриваем основные модели и структуру электронного правительства, а также эффективные инструменты для реализации этой концепции в России — готовые программные решения.

Что такое электронное правительство

Начнем с определения. Электронное правительство в Российской Федерации — это новый формат организации деятельности органов государственной власти с использованием современных ИКТ для обеспечения простоты получения услуг и необходимой информации гражданами.

Базируется электронное правительство РФ на новом электронном документообороте, также системах автоматизации управления.

Основные задачи:

  • создание новых форматов взаимодействия госорганов;
  • повышение технологической осведомленности населения;
  • нивелирование воздействия фактора географического положения;
  • повышение качества и уровня доступности государственных/муниципальных услуг в электронном виде в формате «единого окна»;
  • упрощение межведомственного электронного взаимодействия;
  • расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • оптимизация предоставления услуг гражданам и организациям;
  • повышение открытости органов государственного управления и участия населения в принятии важных государственных решений.

Благодаря реализации концепции электронного правительства удается выстроить эффективное и менее затратное администрирование, а также радикально переосмыслить коммуникации между гражданами и правительством Российской Федерации.

История перевода услуг в электронный вид

В современных реалиях создание электронного правительства стало необходимостью в России и других странах СНГ. В политике предпосылки создания электронных правительств появились давно, но только с 2002 по 2010 гг. был запущен российский ИТ-проект «Электронная Россия» по переходу к оказанию государственных услуг в электронном виде. Рассмотрим основные исторические моменты и цели, которые ставила перед собой Россия.

С 1 июля 2012 года на региональном и муниципальном уровне в России запустили постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. Согласно законопроекту от 7 мая 2012 года уже к 2018 году 70% государственных услуг в федерации должны будут предоставляться в электронном виде. Можно сказать, что на текущий момент эта цель достигнута.

Раньше каждый орган российского госуправления функционировал «сам по себе», мало соприкасаясь с остальными. Гражданам приходилось пройти несколько инстанций, собрать десятки справок и других бумаг, чтобы получить необходимый результат. Благодаря созданию электронного правительства появился единый механизм взаимодействия граждан и государства, а также отдельных государственных органов. Это позволило упросить и ускорить получение справок, разрешительных документов, свидетельств и сократить очереди в государственных инстанциях.

Можно выделить следующие ключевые направления в рамках развития ИКТ по программе «Электронная Россия» в государственных органах:

  • Единый реестр населения;
  • Единая сеть передачи данных для госорганов;
  • Электронный реестр лицензий;
  • Геокод зданий и домохозяйств;
  • Документооборот ФОИВ;
  • АИС «Безопасность дорожного движения»;
  • Независимый регистратор документов ФОИВ;
  • Электронная подпись;
  • Федеральный портал управленческих кадров;
  • Независимый регистратор действий на электронных торгах;
  • ГИС «Территориальное планирование»;
  • Реестр всех объектов социальной инфраструктуры;
  • Управляемость ФГУПов и ОАО;
  • Облачные вычисления для госорганов;
  • Электронное здравоохранение;
  • Единый реестр финансового обеспечения;
  • Единый архив оцифрованных и электронных документов;
  • ГАС «Выборы»;
  • ГИС «ЖКХ»;
  • Открытые данные;
  • Свободное программное обеспечение в госорганах;
  • ИКТ-обучение для госслужащих;
  • ГАС «Управление»;
  • Распределение номеров водительских удостоверений;
  • Единый реестр залогового имущества;
  • ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;
  • Электронный паспорт гражданина России;
  • Защита персональных данных.

Также в России была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020). Минкомсвязь РФ сформировали методологическую базу для координации создания ИКТ государственными органами. Кроме этого была создана система индикаторов и целевых показаний, напрямую влияющих на качество предоставления услуг и планирование бюджетов. Также для решения системных проблем была организована техническая поддержка.

Модели электронного правительства

Всего существует 4 модели электронных правительств — у каждой есть свои особенности политики, плюсы и минусы.

  • Модель, которая используется Российской Федерацией. Основные задачи системы электронного правительства — повышение эффективности функционирования местного и государственного управления, экономики, создания условий для свободного доступа к информации и получения государственных услуг гражданами. Программа правительства Российской Федерации предусматривает развитие по девяти направлениям, среди которых — обеспечение открытости в работе органов государственной власти и совершенствование их деятельности.
  • Англо-американская модель. Используется для электронных правительств в Канаде, США и Великобритании. Особенности политики — создание информационных супермагистралей для получения гражданами необходимой информации. Все услуги прозрачны, правительство несет ответственность за свои действия перед гражданами. Основной акцент сделан на решении следующих проблем — расширение сферы предоставления услуг, максимально эффективное использование социальной информации, достижение полного охвата. Так, в Великобритании основная цель программы заключается в освобождении государственных служащих от выполнения рутинных задач.
  • Континентально-европейская модель электронного правительства. Характерные черты — наличие государственных институтов, рекомендации которых исполняются всеми странами Евросоюза. Система предполагает высокую степень интеграции — единое информационное пространство, единая валюта, подготовка единой Конституции, законодательство, регламентирующее информационные коммуникации в европейском информационном пространстве.
  • Азиатская модель. Отличается специфическим типом управления. Главный акцент в политике модели— удовлетворение информационных потребностей граждан, внедрение ИТ-технологий в систему образования и культуры. Благодаря созданию единого информационного пространства позиции государства усиливаются, а также поддерживается основной принцип демократии, где народ выступает как источник и носитель власти.

Для каждой модели на этапе построения можно отметить следующие недостатки — «механический» способ перевода услуг в электронный вид, когда не удается выявить устаревшие или неэффективные нормативные документы, параллельно скорректировать и разработать новые законы или положения. Также для ряда государственных услуг нормативно не представляется возможным отметить «бумажный» документооборот, поэтому дублирование электронного и традиционного документооборота.

Структура электронного правительства

Электронное правительство — это пространство или коммуникационная среда, где взаимодействуют две стороны — граждане и органы власти.

В структуре электронного правительства можно выделить несколько модулей:

  • взаимодействие граждан и представителей власти (G2C);
  • взаимодействие государственных органов с представителями частного бизнеса (G2B);
  • взаимодействие государственных органов власти с представителями местного самоуправления и общественными организациями (G2G);
  • взаимодействие власти с поставщиками услуг и партнерами (G2B);
  • взаимодействие органов государственной власти с международными организациями и правительством других стран (G2G);
  • взаимодействие органов власти государства между собой, например, между отдельными госслужащими, между законодательными и судебными властями, между центральными и местными органами власти (G2G).

Благодаря такой структуре электронного правительства реализуется концепция прозрачного государства, так называемая, e-democracy — электронная демократия. С ростом уровня прозрачности работы государственных структур должен улучшиться и общественный контроль работы самого правительства, а также снизиться уровень коррупции в стране. При такой концепции государственные проекты будут основаны на приоритетах, определяемых гражданами.

Электронное правительство в странах СНГ

За последние 10 лет не только Россия, но и другие страны СНГ продемонстрировали активный рост использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении стран. Правительства переходят от простых информационных услуг к более сложным и структурированным, к сетевым и транзакционным взаимодействиям между заинтересованными сторонами (граждане, бизнес, общественные организации) и государственной властью.

Во многих странах СНГ уровень развития электронного правительства отличается — это связано с экономическим благосостоянием государства, уровнем вовлечения граждан и наличием институциональных возможностей.

Большая часть достижений в области электронного правительства России напрямую связана с развитием и применением самих информационно-коммуникационных технологий, в том числе, интерактивных онлайн-платформ и готовых программных решений для эффективного взаимодействия властей с гражданами.

Программные решения для электронного правительства

Low-code платформа для управления бизнес-процессами КСК.ИК — это пакет готовых программных решений для электронного правительства:

  • Решение для взаимодействия с ГИС ГМП — программный продукт для автоматизации обмена информацией с ФК через инфраструктуру СМЭВ. Реализована возможность взаимодействия с государственной информационной системой по вопросам муниципальных и государственных платежей. Продукт разработан на базе Open Source, поддерживает взаимодействие между организациями по приему платежей, МФЦ, администраторами доходов бюджета.
  • Система обмена электронными данными для исполнения услуг — набор инструментов для разработки инфраструктуры исполнения услуг, в том числе, создания сервисов интеграции, генерации форм и маршрутов. Также предусмотрены инструменты для исполнения услуг на базе созданной инфраструктуры и поданных заявлений.
  • Системы для межведомственного электронного взаимодействия — инструменты для направления запросов поставщикам информации и ответов потребителям. Позволяет организовать централизованное управление всеми электронными сервисами, задействованными в межведомственном взаимодействии. Решение основных задач: подача запросов на получение информации, предоставление механизма подготовки ответов, мониторинг исполнения запросов.
  • КСК. Документооборот — система российского разработчика для управления процессами обработки документов, а также получения информации о выполнении поставленных задач и осуществлении контроля. Основные составляющие: делопроизводство, электронный документооборот, управление процессами.
  • Электронное правительство (федеральный уровень)— готовые решения для автоматизации всех процессов предоставления государственных услуг и межведомственного взаимодействия в электронном виде.
  • Электронное правительство региона — инструменты, которые помогают упростить взаимодействие властей и граждан, проживающих в определенном регионе. Для исполнителей на уровне региона или муниципалитета — снижение объемов рутинной работы, больше возможностей для работы над содержательными частями задач.
  • Региональный портал государственных и муниципальных услуг — информационная система для предоставления услуг в электронном виде, обеспечения доступа граждан к сведениям о государственных и муниципальных услугах.
  • Универсальный шлюз интеграции со СМЭВ — инструменты, обеспечивающие взаимодействие инфосистем заказчика со МВЭВ.
  • Реестр государственных/муниципальных услуг — инструменты для ввода, хранения и редактирования информации, получения сведений из Федерального реестра.
  • Запись на прием — система обмена электронными данными для повышения уровня удовлетворенности граждан коммуникацией с правительством. Важный компонент — электронная очередь. Обеспечивается учет свободного времени специалистов, благодаря чему резервируются комфортные для посещения временные интервалы.
  • КСК. МФЦ — решение, построенное по принципу центральной модели, когда в ЦОДе региона устанавливается комплект ПО, а подключение МФЦ происходит при помощи «тонкого клиента».

Платформу КСК.ИК успешно используют многие федеральные и региональные органы власти, а также муниципалитеты. Готовые современные решения помогают автоматизировать процессы, повысить эффективность работы сотрудников государственных организаций и удовлетворенность граждан, обращающихся с запросами.

Читайте также:

Заявка отправлена!

Мы свяжемся с вами в течение 1 рабочего дня.