Современный бизнес развивается в непростых и быстро меняющихся условиях — нужно уметь адаптироваться к новым реалиям, оптимизировать подходы и использовать современные инструменты цифровизации бизнес-процессов. Если не начать цифровую трансформацию бизнеса сегодня, завтра можно оказаться вытесненным более «продвинутыми» конкурентами и потерять свои позиции на рынке.
В этой статье вместе с экспертами КСК.ИК обсуждаем, что такое цифровизация бизнеса, почему трансформация необходима для развития компании и как внедрять изменения поэтапно, чтобы получить желаемый результат — повысить эффективность производства товаров или услуг и вывести удовлетворенность клиентов на новый уровень.
Что такое цифровизация бизнеса
Цифровая трансформация бизнеса — это процесс глубоких преобразований с внедрением инновационных цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, улучшения взаимодействия с клиентами, повышения производительности на разных участках деятельности.
Цифровизация бизнеса не сводится к применению нового программного обеспечения — нужно подготовиться к масштабным изменениям, затрагивающим управление командой, культуру компании в целом.
В процессе цифровизации любая из компаний может ставить перед собой разные цели:
- улучшение услуги/продукта (его качества, удобства использования);
- упрощение внешних/внутренних коммуникаций;
- автоматизация производственных и других процессов внутри компании.
Цифровизация бизнес-процессов — это не только вопрос программного обеспечения и анализа данных, а поэтапное глубинное преобразование структуры компании.
Плюсы и сложности трансформации
К сожалению, есть еще компании, которые инвестируют миллионы в поддержание работы устаревших технологий, вместо того, чтобы вложиться в цифровизацию и получить новые
возможности.
Посмотрим, какие преимущества для бизнеса дает применение цифровых технологий:
1. Улучшение клиентского опыта.
Развитие и прибыль компании зависит от клиентов или потребителей услуги/товара. Спрос растет и повышается лояльность клиентов, когда услуги или товары отвечают современным запросам. Используя цифровизацию, фирма может создавать уникальные персонализированные решения и быстро отстраиваться от конкурентов.
Цифровизация помогает компании взаимодействовать с клиентами на новом уровне и не бояться конкурировать с лидерами отрасли. Примечательно, что процесс трансформации во многих организациях может продолжаться бесконечно, так как чем больше компания развивается, тем больше приходится применять гибкость — отслеживать, где ресурсов не хватает, как разгрузить персонал, как адаптировать работу.
2. Оптимизация условий для работы сотрудников через цифровизацию.
Преимущества цифровизации не ограничиваются только помощью клиентам и увеличением прибыли. Для многих организаций — это прекрасная возможность упростить и оптимизировать работу ценных специалистов, например, автоматизировать рутинные задачи, высвободить больше времени и перенаправить ресурсы в нужном направлении. Благодаря трансформации можно привлечь в компанию ценные кадры — специалистов, которые позволят завоевать новые позиции на рынке.
3. Развитие бизнеса через инвестиции.
Если компания не упускает возможности и уже сейчас инвестирует в изменение структуры и цифровизацию бизнес-процессов, это помогает улучшить свои позиции на рынке. Также цифровизация уменьшает порог для входа в сферу, помогает изменить многие процессы и сделать их компактнее.
Использование уже готовых решений для цифровизации направлений бизнеса, как конвейер КСК.ИК, помогает экономить время и деньги на разработку, внедрение и оптимизацию.
4. Технологии как эффективный инструмент в работе с данными.
Самый ценный ресурс для развития компании — информация. Ежедневно пользователи услуг или товаров создают бесчисленное количество запросов, которые используются компаниями для развития. Чтобы использовать огромный массив информации правильно, нужно уметь структурировать и анализировать данные. В этом и помогают новые цифровые технологии — обрабатывают колоссальные потоки информационных данных, а на основании сформированной базы позволяют проводить изменения, прогнозируя поведения и потребности клиента.
5. Улучшение сотрудничества с партнерами через цифровизацию.
Территориально и финансово цифровизация открывает невероятные возможности для партнерства. Можно сотрудничать с предпринимателями из других городов и стран, искать учредителей и инвесторов, не привязываясь к одной точке на карте.
Преимуществ внедрения цифровых инструментов в работу компании намного больше, чем мы рассмотрели выше, но есть и свои сложности. Одна из них заключается в том, что никто не даст готовой схемы, как провести оцифровку. Чтобы сделать все как надо, нужно изучить бизнес изнутри, правильно поставить цели и разработать стратегию цифровизации, а в этом деле не обойтись без экспертов. Но, чтобы немного упростить задачу и обрисовать примерный алгоритм действий при цифровизации, специалисты КСК.ИК прописали несколько основных этапов, которые придется пройти каждой организации во время цифровой трансформации.
Этапы внедрения цифровизации в бизнес
1. Постановка целей и разработка стратегии.
Начать стоит с анализа бизнес-процессов, а также оценки стратегических активов — определить эффективность работы всех подразделений, производства, внешних/внутренних коммуникаций. На первом этапе необходимо поставить четкие цели, к которым бизнес хочет прийти за счет цифровой трансформации. После этого — сформировать стратегию достижения целей.
Рекомендации экспертов:
- Для каждого процесса разработайте четкие цели и критерии, по которым будете оценивать результат. Возможные количественные показатели — экономия времени и временных ресурсов, увеличение удовлетворенности клиентов.
- Сразу определитесь, с чего начать и какой тип бизнес-процесса будете оцифровывать в первую очередь — операционный, управленческий или вспомогательный. Основные процессы — операционные, они связаны с созданием, разработкой и доставкой услуг/продуктов конечному потребителю. Вспомогательные — системы, используемые в серверной части, например, техподдержка, обработка клиентских жалоб, офисное администрирование. Под управленческими процессами понимают системы для отслеживания и контроля бюджета.
Понимая, с какими процессами придется работать, вы сможете четко определить, какие критерии оценки использовать, какие передовые практики проанализировать, каких профессионалов привлечь.
2. Выбор цифровых технологий.
Когда организацией разработан четкий план, поставлены цели и намечена стратегия, можно переходить к выбору подходящих цифровых инструментов и их интеграции. Чтобы новые технологии начали работать, потребуется время — тестирование, исправление ошибок, обучение персонала пользованию программами, а также приучение клиентов работе с новыми сервисами. Результаты будут, но не мгновенно — цифровизация занимает время.
Чтобы минимизировать риски для бизнеса, лучше использовать инструменты цифровизации, которые встраиваются в структуру организации, а не меняют ее полностью. По такому принципу работают инструменты КСК.ИК — не вытесняют компоненты текущей инфраструктуры, а интегрируются с ними по принципу интеллектуального конвейера. Так КСК.ИК помогает достичь главной цели цифровизации — ускорить и упростить процессы.
3. Анализ результатов и оптимизация.
После внедрения каждого нового инструмента, нужно проанализировать его эффективность — убедиться, что компания получает ожидаемые для себя результаты. Смысл трансформации в положительных изменениях. По мере необходимости можно выйти за рамки автоматизации существующих процессов и начать разрабатывать новые процессы. Главная цель — найти возможности настроить или скорректировать бизнес-процессы с максимальной выгодой, например, повысить операционную эффективность, ускорить принятие решений, улучшить сбор информационных данных.
4. Использование подходящего программного обеспечения.
В трансформации предприятие может использовать готовые решения — программное обеспечение, которое помогает управлять бизнесом и оптимизировать все задачи. Сегодня многие собственники не готовы содержать штат программистов и других ИТ-специалистов, поэтому выбирают программное обеспечение без кода или SaaS, которое позволяет:
- улучшать клиентский опыт;
- оптимизировать бизнес-процессы;
- стимулировать инновации;
- поддерживать отчетность.
Выбирая программное обеспечение для цифровизации, обратите внимание на интеллектуальный конвейер КСК.ИК — платформу для автоматизации, проектирования и управления процессами. Вы можете воспользоваться уже готовыми алгоритмами, сэкономить время и ресурсы.
5. Создание дорожной карты цифровизации.
Чтобы действовать упорядоченно, а не хаотично, визуализируйте процесс трансформации, отобразив на карте главные цели. Наличие такой карты поможет просто донести цифровую стратегию сотрудникам — каждый специалист будет видеть и понимать, какие процессы меняются и за счет применения каких цифровых технологий, а также, какая его роль во всем этом.
Начиная путь цифровизации бизнес-процессов независимо от направления и специфики деятельности лучше использовать бережливые подходы — внедрять новые инструменты поэтапно и тестировать их, отслеживать результаты, при необходимости вносить корректировки. В этом вопросе лучше заручиться поддержкой экспертов. Выбирая платформу КСК.ИК для цифровизации вы получаете не просто готовые инструменты для трансформации, но и экспертную клиентскую поддержку на каждом этапе.
Цифровизация бизнеса вместе с КСК
КСК.ИК — это интеллектуальный конвейер для цифровизации. Мы разработали Low-code платформу для управления процессами любой сложности, создали основу для трансформации на предприятии с возможностями быстрой интеграции с любыми информационными системами.
Мы помогаем бизнесу фокусироваться на управлении потоками данных, специалистами, а выстраивании коммуникаций и взаимодействия между отдельными ресурсами, которыми располагает компания. Наш подход к цифровой трансформации действительно бережливый, так как не ломает исходную инфраструктуру компаний, вытесняя важные компоненты, а органично интегрируется с ними, создавая обновленное единое информационное пространство.
Используя функционал платформы КСК.ИК, вы сможете эффективно и быстро автоматизировать, проектировать и управлять процессами предприятия. Мы разработали несколько самостоятельных продуктов для разных сфер и готовы помочь с выбором походящих инструментов для цифровизации всей структуры вашего бизнеса.