+7 (495) 280-11-23  Пн - Пт: 9:00 - 19:00
Автоматизация строительных процедур

Строительная отрасль является одной из ключевых отраслей экономики России, которая проявляет стабильность и динамичность на протяжении долгого времени. Именно поэтому автоматизация строительных процедур – приоритетная задача для всех регионов РФ. Сегодня мы хотим поговорить об автоматизации контрольно-надзорной деятельности.

Строительный надзор — это способ осуществления независимого контроля со стороны государства за процессом строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе.

Актуальные НПА

В сфере строительного надзора существуют 4 группы НПА – это, непосредственно, Государственный строительный надзор, реформа контрольно-надзорной деятельности, комплекс НПА в части упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ «снятие административных барьеров» и общие требования к информационным системам РФ.

На текущий момент можно выделить три основные положения НПА, на которые можно полагаться при выборе стратегии автоматизации строительных процедур.

В первую очередь, это Федеральный закон № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 июля 2021 года и устанавливает новую систему госконтроля и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Согласно новому закону контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами также планируется перевести в электронный вид с возможностью подписания электронных документов со стороны контролируемого лица электронной подписью.

Следующий НПА – это постановление Правительства РФ № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» от 6 марта 2021 года, которое обязывает осуществлять межведомственное информационное взаимодействие в электронной форме посредством ЕСМЭВ, либо посредством интеграции информационных систем КНД. При этом межведомственное информационное взаимодействие может осуществляться на бумажном носителе до 1 июля 2023 г.

И третий нормативно-правовой акт – это показатель 5.1 «Доля видов регионального государственного контроля (надзора), по которым внедрены информационные решения (ресурсы) целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 г. №147-р). Несмотря на то, что данный документ существует уже давно, но сейчас поставлена задача достижения этого показателя на 100% до конца 2021г. Напоминаем, что данный показатель включает ведение реестров субъектов и объектов в электронном виде, интеграцию со СМЭВ, ФГИС ЕРП, ГАСУ, информатизацию процессов оценки эффективности и результативности деятельности КНО, риск-ориентированного подхода и т.д.

Данные положения говорят нам о том, что автоматизация деятельности Стройнадзора неизбежна, и главная задача органов надзора провести автоматизацию правильно с точки зрения законодательства и эффективно с точки зрения удобства пользователей.

Требования к системе и цели внедрения

Учитывая все требования актуальных нормативно-правовых актов, мы можем выделить ключевые требования к системе автоматизации контрольно-надзорной деятельности:

  • Соответствие НПА Стройнадзора;
  • Соответствие НПА Реформы КНД;
  • Поддержка Электронного правительства: ЕСИА, УКЭП, СМЭВ, ЕПГУ;
  • Мощный модуль интеграции;
  • Высокая адаптивность для учета изменений НПА;
  • Удобство использования.

Если говорить о целях внедрения системы, то это:

  • Автоматизация исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора;
  • Управление и контроль процессов строительного надзора;
  • Обеспечение эффективного взаимодействия органов строительного надзора с застройщиками с опорой на инфраструктуру «Электронного правительства» – ЕПГУ / РПГУ, ЕСИА;
  • Создание единого хранилища сведений по осуществлению контрольно-надзорных функций;
  • Формирование аналитической отчетности;
  • Межведомственное взаимодействие максимально в электронном виде, включая прямую интеграцию между информационными системами госорганов;
  • Повышение производительности сотрудников Стройнадзора за счёт автоматизации рутинных операций, автоматического заполнения электронных форм документов, взаимодействия с застройщиками в электронном виде, автоматизации межведомственного взаимодействия.

НКП «КСК.Стройкомплекс»

Всем этим требованиям и целям полностью соответствует независимо-компилируемый плагин «КСК.Стройкомплекс», подключаемый к государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности». Плагин позволяет обеспечить КНО современную технологическую основу, предоставляющую возможность успешного исполнения требований Реформы контрольной и надзорной деятельности и полностью автоматизировать деятельность КНО.

Плагин может использоваться как независимая информационная система, либо может быть подключен к ТОР КНД. Функции, которые обеспечивает плагин:

  • Ведение реестра объектов надзора и реестра субъектов надзора, интегрированного с ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • Формирование программы проверок, проведение проверок и других видов КНМ в электронном виде, поддержка ЭП;
  • Взаимодействие с проверяемым лицом через Личный кабинет, поддержка ЕСИА;
  • Межведомственное взаимодействие посредством СМЭВ;
  • Поддержка шаблонов печатных форм документов;
  • Встроенный аналитический движок для построения отчетов.

Плагин является масштабируемым решением и может быть использован для множества видов КНД. На текущий момент в плагине реализовано два вида КНД – региональный государственный строительный надзор и государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Автоматизация данных видов КНД отдельно от типового облачного решения обусловлена их значительным отличием от других видов надзора.

Сравнение с ТОР КНД

Самый частый вопрос от наших заказчиков – зачем нужно Ваше решение, если есть ТОР КНД? Ниже представлена таблица сравнения решений по основным функциям:

Мы видим, что в ТОР КНД не реализованы такие функции, как:

  • Организация личного кабинета застройщика;
  • Прием извещения о начале строительства, извещений об устранении нарушений и других документов, исполнение обращений;
  • Контроль сроков проведения проверок, исполнения предписаний, оформления документов;
  • Автоматизация делопроизводства;
  • Интеграция с ЕПГУ/РПГУ для получения извещений от застройщиков;
  • Назначение задач специалистам, контроль сроков исполнения, уведомления о задачах на электронную почту.

В свою очередь, НКП «КСК.Стройкомплекс» позволяет полностью закрыть требования новых законов 248-ФЗ, 338-ФЗ, НПА СН и КНД, а также удовлетворяет потребности Стройнадзора по автоматизации деятельности КНО.

Вместо заключения

Компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ» обладает широкими компетенциями в реализации проектов для структур управления строительной отраслью как для государственных организаций, так и со стороны застройщиков. Как показывает наш опыт, автоматизация строительного надзора существенно облегчает работу инспекторов и позволяет наладить оперативное взаимодействие с застройщиками в электронном виде.