Публикатор

angle-left Возможность экспорта российского «Электронного правительства»
   
       
                         

Конечная цель «Электронного правительства» - это дать возможность любому гражданину или даже иностранцу обратиться в любое ведомство и в кратчайшие сроки получить результат. Например, как Дмитрий Медведев в Сингапуре зарегистрировал фирму на портале «Электронный гражданин» за 30 минут. Пользователь должен работать с интерфейсом системы портала госуслуг, не подозревая о сложном бэк-офисе «Электронного правительства». В каких-то случаях возможна даже фоновая инициализация услуги без участия заявителя.

Реализация бизнес-процессов, называемых госуслугами, проходит в России более одиннадцати лет. Процесс протекает мозаично, с наложением этапов друг на друга. Быстрая реализация одних задач чередуется с многолетним «зависанием» на других. Очевидно, что экспорт российских технологий должен сопровождаться созданием плана работ для более быстрого достижения успехов.

Компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ» познакомилась с темой «Электронного правительства» в 2008 году. Тогда мы приняли участие в первом конкурсе на создание Единого портала государственных услуг (ЕПГУ). Конкурс мы не выиграли, но уже в конце того же 2008 года начался наш первый региональный проект – портал госуслуг ЯНАО. Специалистам «КСК ТЕХНОЛОГИИ» удалось поучаствовать в обсуждении задач «Электронного правительства» в трёх бывших республиках СССР.

Данная статья позволит понять и использовать российский опыт развития «Электронного правительства», пройти более прямым путём и «срезать» образовавшиеся в нашей стране углы. Также история внедрения и развития темы может быть спроецирована на крупные организации, задумавшие перейти на процессные рельсы и настроенные на цифровую трансформацию.

Ключевой участник процесса трансформации – государство. Государство – это сообщество большого количества отдельных организаций: федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления и подведомственных учреждений. Каждый участник изолирован в исполнении своих процессов и имеет свою зону ответственности, с чем далеко не всегда согласны потребители услуг, для которых государство - это единое полотно.

Ниже будут описаны этапы проведенной работы над российским «Электронным правительством», а также рекомендации по улучшению достигнутых результатов.

Шаг 1Структуризация деятельности госорганов.

Раскрыть подробности шага  

С развитием цифровизации в сферах государственного управления началась активная структуризация информации о деятельности госорганов. Эта информация начала включаться в реестры госуслуг, в которых содержались карточки описания услуг и органов власти, исполняющих эти услуги. Созданы порталы госуслуг, через которые население информировалось о возможностях и условиях предоставления госуслуг. Тогда же начались первые эксперименты по структуризации форм заявлений для электронной подачи и разработка соответствующего инструментария.

Результаты, которые можно наследовать:

  • Появилась структура описания услуг и органов власти;
  • Созданы реестры госуслуг;
  • Созданы порталы госуслуг.

Рекомендации по улучшению:

  • Следует прорабатывать более понятную модель описания услуг и подуслуг;
  • Желательно сразу определить стандарты описания печатных и электронных форм госуслуг.

Шаг 2Развитие регламентации.

Раскрыть подробности шага  

Первоначально описание госуслуг представляло собой не формализованный набор действий и решений, с указанием органов исполнительной власти и должностных лиц, исполняющих данную услугу. Некоторое время спустя описание услуг стало более структурированным и подробным. Этому способствовали работы по созданию административных регламентов в федеральных органах власти и в регионах. Административный регламент – это официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям.

Сегодня на основе данных административного регламента происходит внесение информации в реестр госуслуг.

Результаты, которые можно наследовать:

  • Создание формализованного документа – административного регламента.

Рекомендации по улучшению:

  • Создание инструмента для автоматизированного описания административного регламента, включая схему бизнес-процесса.

Шаг 3Внутренняя автоматизация органов власти.

Раскрыть подробности шага  

Процесс автоматизации внутренних задач органов власти происходит постоянно. Желательно иметь какой-то общий план, целевую архитектуру: явно выделить фронт офис (портал госулуг, АИС МФЦ), слой исполнения (BPMS для процессов, BI для аналитики, учётные системы, интеграционные компоненты, и строить приложения с учётом указанного подхода.

Результаты, которые можно наследовать:

  • Возможность быстрого внедрения информационных систем предоставления услуг.

Рекомендации по улучшению:

  • Рекомендуется планировать постепенное обновление программного обеспечения для связи с «Электронным правительством»;
  • В первое время следует использовать универсальную систему предоставления услуг (возможно, на основе АИС МФЦ), универсальную систему межведомственного взаимодействия. По мере развития внутренних систем следует переходить на развитие этих функций в собственном программном обеспечении;
  • Создание целевой архитектуры на уровне каждого ведомства, вынесение общих задач в отдельные системы;
  • Использование в качестве модуля исполнения процессов системы класса BPMS.

Шаг 4АИС МФЦ.

Раскрыть подробности шага  

МФЦ является мощным драйвером выстраивания нормального взаимодействия граждан и власти. По мере развития АИС МФЦ должна мигрировать в сторону самообслуживания (к порталам госуслуг).

Результаты, которые можно наследовать: 

  • Готовое организационное решение – МФЦ;
  • Готовое автоматизированное решение - АИС МФЦ.

Рекомендации по улучшению:

  • Рекомендуется на первом этапе внедрить АИС МФЦ. Через год-два начать расширение АИС МФЦ в портал самообслуживания по мере готовности ЕСИА и инфраструктуры электронной подписи;
  • По мере развития внутренних систем, следует переходить от использованию универсальной системы исполнения услуг к интеграции со специализированными ведомственными системами через СМЭВ.

Шаг 5Начало использования и получения госуслуг через порталы.

Раскрыть подробности шага  

Наиболее прямой путь к началу использования порталов госуслуг для самообслуживания заявителей – это их плавный рост из АИС МФЦ. Это должно происходить по мере решения задач авторизации граждан и организаций на порталах, формирования системы личных кабинетов, создание инфраструктуры электронной подписи.

Результаты, которые можно наследовать:

  • Технологии порталов госуслуг, которые в России хорошо отработаны, включая личные кабинеты граждан и организаций, единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА);
  • Использование универсальной системы исполнения услуг на первых порах (может продлиться несколько лет).

Рекомендации по улучшению:

  • Следует создавать один портал госуслуг - Единый. Создание Единого и Региональных порталов не имеет смысла;
  • Реализация двухуровневой подачи заявлений - универсальная часть на ЕПГУ, доподача - на портале ведомственной системы;
  • Этап предоставления услуг через порталы следует отложить на два-три года после запуска АИС МФЦ, внедрив систему идентификации и электронной подписи;
  • Следует мыслить шире, чем госуслуги. Зачастую цифровые сервисы от государства более востребованы.

Шаг 6Межведомственное взаимодействие.

Раскрыть подробности шага  

Межведомственное взаимодействие заменяет ручной сбор справок заявителем на автоматизированную связь между органами власти. На первых этапах формируется перечень сведений, которыми обмениваются органы власти, и детализируется состав сведений. Начинать следует с ручных (не автоматических) запросов и ответов. По мере развития переходить на встраивание обмена в информационные системы для автоматического взаимодействия.

Результаты, которые можно наследовать:

  • Подход к построению СМЭВ. Следует решить какой из двух подходов (СМЭВ 2 или СМЭВ 3) реализуем в конкретной стране.

Шаг 7 (в развитии)Суперсервисы.

Раскрыть подробности шага  

Суперсервисы – это сервисы по комплексному предоставлению услуг не по заявлению, а по факту совершения события. То есть увязывание отдельных задач, реализуемых разными ведомствами, в набор взаимоувязанных процессов с передачей данных между системами.

Например, специалисты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» вместе с Департаментом ЖКХ одного из городов смогли смоделировать комплексный процесс с 7-ю разными подразделениями так, что он может исполняться 17 дней вместо 82. Такого рода сквозные автоматизированные процессы, выросшие снизу, а не сверху - это текущая задача на ближайшие 2-4 года.

Шаг 8Переход к сквозным процессам: от внутренней автоматизации юридических лиц к внутренним процессам государства.

Раскрыть подробности шага  

В России началось обсуждение возможности связывания электронных процессов внутри предприятия и внутри государства. Данное направление актуально для средних и крупных организаций. В настоящее время зачастую бизнес-процесс проходит в организации в электронном виде, а затем передаётся в орган власти через бумагу или в электронном виде, но через заполняемый вручную интерфейс. Что при интенсивной работе приводит к заметным потерям времени и найму лишнего персонала. Явно такого рода сквозные бизнес-процессы необходимы при взаимодействии строителей с государством. Примером размышлений в такую сторону является опросы «Цифровая трансформация российской промышленности» Аналитического центра при Правительстве РФ (http://polls.ac.gov.ru/poll/101#q07)

Наш собственный опыт реализации информационной системы Долевого строительства говорит, что если государство выступает лидером, то коммерческие компании с удовольствием пользуются такими возможности.

Обратная связь

Процесс перевода услуг в электронный вид должен постоянно проверяться на его целесообразность в реальной жизни. В бизнесе качество создаваемых систем оценивается постоянно. Если посмотреть любые презентации по автоматизации бизнес-процессов в коммерческом секторе, то можно увидеть следующее: «В результате внедрения были получены следующие результаты в денежном эквиваленте». В госсекторе слишком много проектов можно охарактеризовать так: «Совокупная стоимость проекта составляет 6 млн руб, услугой не воспользовались ни разу».

Дополнительно можно применять российскую методику мониторинга качества перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму Минэкономразвития России. Но в данной методике много показателей и часть действий по оценке является спорной. При этом электронная услуга, не обеспечивающая получение результата, может набрать неплохой итоговый бал. Скорее всего проблему следует решать, чаще общаясь с получателями услуг непосредственно, или наблюдая за всеми этапами исполнения услуги.

Что может  сразу предоставить компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ»

Компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ» предоставляет комплексное решение для полной автоматизации процессов оказания государственных услуг и межведомственного взаимодействия в электронном виде.

Подробная информация об электронном правительстве для федеральных органов власти представлена на нашем сайте в разделе  «Электронное правительство федерального органа исполнительной власти и госкорпорации»

Подробная информация об электронном правительстве для уровня субъекта РФ представлена на нашем сайте в разделе «Электронное правительство для регионов и муниципалитетов»