Публикатор

angle-left Проектные декларации долевого строительства

Строительство за счёт средств дольщиков - один из наиболее востребованных механизмов обеспечения граждан жильём. Между тем в данной сфере существует множество недостатков, приводящих к тяжёлым последствием для участников строительства. Например, организация, допустившая значительные нарушения в одном регионе, продолжает сбор средств на строительство в других регионах. Проблемы дольщиков находятся в фокусе первых лиц государства. Для регулирования отношения застройщиков и дольщиков принят ряд нормативных актов, существует процедура контроля со стороны региональных властей.

 

Одной из мер улучшения ситуации явилось создание информационной системы «Проектные декларации долевого строительства» Минстроя России. Система была разработана в 2017-м году и активно эксплуатировалась в 2018-м.

 

Основные задачи системы:

  • Согласование сведений в электронном виде для получения и подтверждения статуса застройщика;
  • Единообразный порядок взаимодействия застройщиков с контролирующими органами власти во всех субъектах России.
  • Определение проблемных застройщиков в одном регионе и мгновенное информирование об этой ситуации всех контролирующих организаций для купирования проблем.

В системе реализованы бизнес-процессы согласования первичной декларации и внесения изменений в действующие проектные декларации (ежеквартально).

Согласование проектной декларации включает заполнение застройщиком электронной формы проектной декларации, анализ декларации региональным органом долевого надзора, получение дополнительных сведений (вне системы) и вынесение окончательного заключения. Длительность первичной процедуры, с учётом получения сведений из других органов власти - несколько недель.

С самого начала было принято решение о работе со структурированными данными, а не со сканированными копиями.

 

Вызовы и технологические решения

1. Особенностью проекта являлась необходимость активной работы в системе нескольких тысяч застройщиков, которые возводят жильё практически по всей стране. Существовало опасение, что придётся столкнуться с серьёзным уровнем неготовности строителей. Ведь для подачи сведений необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), наличие учётной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) как компании, так и её сотрудников.

К счастью, таких эксцессов практически не было. По нашим оценкам срок получения УКЭП, регистрации в ЕСИА не превышал 3-4 недель. что не вызывало сопротивления участников.

 

2. Проектная декларация - достаточно сложная информационная сущность. Она включает подробную информацию об объекте, в том числе данные по каждой квартире. Как только модель данных была разработана, в системе был создан функционал импорта документов в формате xml в дополнение к ручному заполнению. Крупные застройщики довольно быстро перешли на взаимодействие именно в таком виде. По мере уточнения информационной модели, публиковались новые версии формата. Дополнительно был реализован импорт реестра квартир из табличных редакторов.

 

3. В связи со значительной длительностью процесса согласования первичной декларации возможно изменение ответственных за заявку со стороны застройщика, поэтому доступом к заявке необходимо управлять без зависимости от конкретного сотрудника. Для удобства работы застройщиков был создан Личный кабинет юридического лица, с авторизацией по ЕСИА и возможностью управления пользователями и их правами в Системе со стороны самой компании.

 

4. Эксплуатация системы позволила приступить к точному измерению конкретных объёмов долевого строительства, используя первичные данные, а не обобщённые отчёты. При этом хранение плановых сроков, ежеквартальное отслеживание состояния каждой стройки могло давать новое качество контроля и тенденций рынка.

 

5. Создание общероссийской системы позволило снизить нагрузку на бюджеты регионов, которые в противном случае должны были бы создавать подобные системы самостоятельно, и унифицировать работы долевого надзора по всей стране. В ходе эксплуатации были выявлены разночтения в понимании законодательства на уровне разных регионов и приняты конкретные решения, воплощённые в информационной системе.

 

6. Ежеквартально несколько тысяч застройщиков подавали сведения об изменениях в проектные декларации почти одновременно в течение 3-4 дней. Постоянно проводилось отслеживание нагрузки и заблаговременные мероприятия по оптимизации системы и выделению дополнительных мощностей.

 

7. Подача ежеквартальных изменений приводила к обновлению данных в Проектных декларациях о каждом объекте и необходимости подписания УКЭП изменённых деклараций. У крупных застройщиков актуальными является до 150 объектов одновременно. Для удобства таких пользователей функция внесения изменений и инициация диалога переподписания деклараций была максимально автоматизирована.

 

8. Важной задачей была интеграция с Единой информационной системой жилищного строительства, оператором которой является АО «ДОМ.РФ». В ходе проекта был разработан формат и протокол передачи данных, налажена выгрузка.

 

Результатом работы по проекту явилось создание общероссийской системы, уменьшение количества обманутых дольщиков. В связи с изменением законодательства результаты работы подхвачены АО «ДОМ.РФ» и развиваются теперь этой компанией.