Управление командой

Для руководителя любого проекта управление командой — один из ценнейших навыков. Только благодаря грамотному управлению можно собрать эффективную команду, где каждый сотрудник в отдельности развивается, проявляет свои сильные стороны и все сообща достигают намеченных целей.

В этой статье обсуждаем, как грамотно организовать процесс управления командой, какие управленческие стили и стратегии использовать для успешного менеджмента.

Что включает управление командой

Для управления командами руководителю важно уметь координировать действия группы людей, работающих над одним проектом для решения определенных задач.

Процессы, которые мы понимаем под управлением:

  • корпоративная коммуникация;
  • постановка целей и задач;
  • оценка способностей и ресурса каждого сотрудника;
  • контроль и регулирование назначений и нагрузки;
  • выявление проблем и разрешение конфликтов внутри группы.

Руководитель может выбрать подходящий стиль управления или модель взаимодействия с участниками группы. У каждой модели есть свою плюсы и минусы, главное — правильно адаптировать свой стиль под текущую ситуацию и специфику команды.

Стили управления командами:

  • Командование. Суть этого способа — простое распределение заданий. Цель — донести до каждого члена группы, какую задачу и как нужно выполнить. Такой стиль помогает добиться конкретных результатов, подходит для работы с подрядчиками.
  • Менторство. Суть — активная коммуникация с членами группы, помощь в разных начинаниях. Этот стиль подходит для построения команды нового бренда, помогает вдохновлять и мотивировать сотрудников. При таком подходе руководитель объясняет команде, почему принимается определенное решение, как каждый может посодействовать общим интересам. Менторство подходит для команд со штатными сотрудниками.
  • Поддержка. Суть способа — минимум инструкций, максимум постоянно поддержки для каждого члена команды. Работая по такой модели, важно выслушивать идеи и предложения, стремясь, чтобы каждый член группы чувствовал себя свободно и не боялся осуждения. Этот стиль хорошо подойдет для компаний с большим количество проектных команд.
  • Делегирование. Суть — минимум заданий, минимум поддержки. Этот стиль подойдет только для команд, где каждый сотрудник получил полный кредит доверия, также, где есть топ-менеджер, заместители и руководители отделов. Результаты при полном делегировании могут быть непредсказуемы.

Независимо от выбранного стиля управления каждый руководитель должен предпринять определенные шаги, чтобы сплотить команду вокруг себя. Какие шаги — обсуждаем дальше.

Шаги к эффективному управлению

Независимо от выбранной модели управления командами, руководителю важно определить четкие шаги, которые помогут прийти к желаемым результатам. Рассмотрим самые важные.

  • Установите четкие цели. Важно, чтобы все члены команды понимали и преследовали одинаковые цели. Для этого участники группы должны согласиться с ними, понимать их важность и активно работать над их достижением.
  • Разработайте четкий план. Здесь нужно действовать сообща с командой — спланировать шаги, которые приведут к намеченной цели, убедиться, что все шаги ясны каждому сотруднику, что термины и определения понимаются всеми одинаково. Нельзя допускать неразберихи, поэтому важно постоянно поддерживать коммуникацию со всеми в группе.
  • Побуждайте вносить предложения. Члены команды должны видеть в руководителе лидера, который открыт к активному диалогу. Принимая важные решения, обсуждайте их со всеми участниками процесса.
  • Отслеживайте закономерности. В каждой команде есть групповая динамика. Если отследить ее закономерности, то можно принимать решения быстрее и эффективнее.
  • Еще на ранней стадии работы с командой выделите ключевых членов. Для этого стоит присмотреться к естественному взаимодействию в группе. Оцените сильные стороны каждого и распределяйте обязанности соответствующим образом.
  • К каждому члену команды относитесь как к личности. Старайтесь найти время, чтобы пообщаться с каждым, показать, что вы цените его/ее экспертность и вклад в общее дело. Поощряйте творческое мышление и нестандартный подход «вне рамок».
  • Разделяйте рабочую нагрузку. Речь о том, чтобы научиться делегировать обязанности в работе над конкретной задачей или проектом, определяя потенциальных лидеров.
  • Окончательное решение — ответственность лидера. Привлекая команду к процессу принятия решения, важно понимать, что ответственность на себя берет лидер.
  • Мотивируйте и благодарите членов команды. Для продуктивной работы группы важны знаки внимания, искренняя похвала, бонусы и материальные поощрения каждому сотруднику.
  • Обучайте и развивайте команду. Задача лидера в том, чтобы направлять и мотивировать, помогать каждому члену команды справляться со своей частью работы, используя новые методы и технологии.

Не ошибается тот, кто ничего не делает, но всегда лучше учиться на чужих ошибках. Дальше рассмотрим самые распространенные ошибки в командном управлении, которые может допустить любая организация, — как делать не стоит и почему.

Какие ошибки встречаются в командном управлении

Неопытные руководители допускают ряд типичных ошибок. Рассмотрим самые частые из них и решения, лежащие на поверхности:

1. Ровнять людей по себе.

В результате команда формируется, исходя из личных предпочтений, а не из экспертности сотрудников. Решение — набирать в команду не тех, кто нравится, а тех, кто оптимально подходит для решения конкретной задачи.

2. Недооценивать способности членов команды.

В результате руководитель не спешит делегировать обязанности, и «тащит» все на себе. Решение — принять за аксиому, что каждый член группы способен на большее. Главное — определить его сильные стороны, доверять и ненавязчиво проверять, как идут дела.

3. Переоценивать способности членов группы.

Другая крайность, когда сотрудникам ставятся задачи, которые из-за отсутствия профессиональных навыков или просто из-за психологических особенностей человек не в состоянии выполнить. Важно наблюдать за людьми в команде, анализировать их деятельность и делать выводы о реальных способностях каждого.

4. Переоценивать свои силы и способности.

Руководителю проекта важно развивать объективную самокритичность — понимать свои сильные и слабые стороны, а также рабочей группы в целом. Лучше не браться за работу, которая может впустую забрать время и ментальную энергию команды, при этом не даст желаемого результата.

Плавно подошли к основному вопросу — какие стратегии управления существуют и как их использовать на благо команды.

Стратегии управления

Чтобы понять, как успешно управлять небольшой группой или целой компанией, рассмотрим несколько эффективных и результативных стратегий:

1. Внутренний баланс.

Руководители компаний стремятся к оптимизации процесса найма и выбирают лучших из лучших, нацеливаясь на успех. Здесь важно следить за балансом, чтобы технические навыки и soft skills членов команды соответствовали требованиям проекта.

2. Эффективная коммуникация.

Если работа команды отлажена, никто из сотрудников не остается с целым проектом один на один. Общий успех зависит от усилий каждого, поэтому руководителю важно поддерживать вовлеченность специалистов в ходе всего жизненного цикла проекта. Многие исследования подтверждают, что коммуникация — главный ключ к успешному управлению. Если с общением в команде проблемы, это отразится на рабочих процессах.

Преимуществ качественного общения много, например: понимание роли и интересов каждого, возможность контролировать и предупреждать риски, действовать на упреждение.

3. Прозрачность процессов.

Руководитель должен обеспечить открытость процессов и прозрачность внутренних данных проекта для каждого участника группы. Это поможет по максимуму использовать навыки каждого, контролировать прогресс и достигать больших успехов.

4. Культура сотрудничества.

Суть этой стратегии в том, чтобы постоянно развивать команду как единый организм. Важно добиться взаимодействия, когда каждый из членов группы может в любой момент обратиться с проблемой и получить качественный feedback.

5. Ценность обсуждения.

Лучшие идеи рождаются не в споре, а приходят в процессе коллективного обсуждения. Каждый член команды должен быть уверен, что его голос ценен и к нему прислушиваются. Такое взаимоуважение мотивирует, помогает быть изобретательным и предлагать неожиданные решения, которые «выстреливают». Случается, что просто гениальная идея приходит, откуда не ждали — от специалиста, который занимает должность, не связанную с конкретной задачей. Настоящий лидер группы должен организовать команду так, чтобы идеи всех заинтересованных сторон воспринимались всерьез и даже, если сразу они кажутся непонятными, обсуждались. Это поощряет быть активным, включаться в процесс.

6. Определение целей и согласование дедлайнов.

Управление тесно связано с тайм-менеджментом. Во всех задачах есть сроки и каждый член в команде должен понимать, в чем конкретно состоит его роль. Глобальные цели лучше разделить на небольшие, например, еженедельные. Определить дедлайны для высокой производительности и активности.

7. Оценка успеха и поощрения.

В команде сотрудник должен видеть перспективы для роста, поэтому поощряется здоровая конкуренция. Значит, важно вводить системы вознаграждений, иначе интерес будет вялым, а рост — не таким активным, как хотелось бы.

8. Делегирование.

Настоящий лидер умеет рассмотреть в других членах команды лидерские качества и поддержать их начинания. Здесь требуется доверие и свобода действий в рамках отведенной роли. Если руководитель грамотно делегирует задачи, со временем он сможет «вырастить» хорошего лидера, который сможет повести за собой команду.

9. Управление внутренними конфликтами.

Рабочая команда — это специалисты и профессионалы, но прежде всего они люди — личности. Значит, в любой команде есть место конфликтам и хороший управленец должен уметь вовремя урегулировать ситуацию, проявив объективность.

Если конфликт носит личностный характер, важно побудить коллег уладить недопонимание, разобравшись в проблеме один на один, возможно, стоит привлечь психолога. Если конфликт связан с профессиональными обязанностями, важно напомнить об общих целях, поставленных задачах и скоординировать их работу.

10. Обратная связь.

Вспомним, как для развития компании важна обратная связь от клиентов — это всегда помогает улучшить сервис или продукт. Точно так дела обстоят в проектной группе среди коллег. Руководителю важно открыто общаться с сотрудниками, чтобы понимать слабые места в команде и оттачивать свои лидерские качества.

11. Корпоративная активность.

От простой внутренней коммуникации в формате email-рассылки до масштабных корпоративов — чтобы сплотить команду, важно прилагать усилия. Даже неформальные тимбилдинги и отдых на природе помогает сотрудникам лучше узнать друг друга, укрепить связи и ощутить себя единым целым.

Вести за собой команду непросто — будь-то небольшая проектная группа или большая компания. Здесь важны лидерские качества, правильно выбранная стратегия и стиль управления. Упростить задачу помогают современные технологии, в том числе, готовые решения от КСК.ИК.

Как выбрать инструмент для управления

Инновационные технологии помогают грамотно реализовать выбранные стратегии управления. Простой пример. В совместной работе над проектами при постановке задач, согласовании дедлайнов и определения целей не обойтись без специального софта или программ, где можно назначать, обсуждать и делегировать задачи, использовать инструменты для визуализации и общения с коллегами.

КСК.ИК разработали собственную low-code платформу для проектирования бизнес-процессов, которую успешно используют уже десятки компании. В составе решения — инструменты для мгновенной интеграции с разными инфосистемами, а также мощный BPM-движок.

На платформе реализованы следующие идеи и механизмы, которые упрощают процессы по управлению на любом уровне:

  • Создание единой среды для разработки и последующего исполнения приложений.
  • Нацеливание на управление бизнес-процессами в компании и соблюдении регламентов.
  • Жесткость и одновременно гибкость в управлении процессами.
  • Использование low-code механизмов для мгновенного реагирования и реализации приложений.
  • Возможность эффективной работы с неструктурированными/структурированными данными.
  • Простое встраивание функционала платформы в среду компании благодаря открытой архитектуре.
  • Все необходимые инструменты для открытой коммуникации членов команды в процессе работы над конкретной задачей.
  • Эффективная поддержка любых мобильных устройств.

Платформа КСК Интеллектуальный конвейер создана для цифровой трансформации вашего бизнеса. Узнайте у экспертов КСК.ИК, как протестировать функционал сервиса и какие опции будут полезны для вашей организации.

Читайте также:

Заявка отправлена!

Мы свяжемся с вами в течение 1 рабочего дня.