Подходы к созданию порталов госуслуг

Из практики реализации и наблюдения за чужим опытом создания порталов госуслуг, можно выделить несколько подходов:

  • Портал, как точка вызова множества электронных услуг по принципу ЕПГУ (электронная форма - веб-сервис передачи сведений - ведомственная информационная система). Именно такой подход реализован на ЕПГУ;
  • Интеграционный портал, обеспечивающий передачу сведений в ведомственные информационные системы наиболее доступным, экономически оправданным способом. Среди этих способов может быть как веб-сервисная технология, так и iFrame;
  • Информационный - предоставляющий описание услуг, а также различные информационные сервисы. Самым характерным представителем данного сценария является «Нижегородский РПГУ» (данное решение не является разработкой компании КСК ТЕХНОЛОГИИ). Близкий по подходу проект - портал администрации и муниципальных услуг г. Омска, развиваемый заказчиком самостоятельно на базе решения компании «КСК ТЕХНОЛОГИИ»;
  • Портал, обеспечивающий взаимодействие граждан с органами власти за счёт развитого Личного кабинета, подключаемый к «Электронному правительству», ГИС ЖКХ, «Безопасному городу», обеспечивающий информирование по статусу исполнения услуг, заказанных неэлектронным способом. Работы в этом направлении ведутся в Республике Мордовия;
  • Комбинированный, объединяющий несколько указанных выше подходов.

Все указанные варианты могут быть реализованы на основе продукта «КСК.РПГУ».

Примеры реализации различных подходов к построению порталов госуслуг

Краткое описание портала госуслуг в Ивановской области

В Ивановской области в январе 2015-го года были предоставлены следующие услуги в электронном виде:

  • Запись в школу (г. Иваново - 500 заявлений с портала из 2093 заявок всего);
  • Запись на приём к врачу;
  • Запись в детский сад (в т.ч. с ЕПГУ);
  • Постановка в очередь на предоставление путевки в санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия - 1500 заявки;
  • Постановка в очередь для предоставления путевки в загородный оздоровительный лагерь - 1090 заявки;
  • Постановка в очередь для организации предоставления двухразового питания детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в лагерях дневного пребывания - 5 заявок;
  • Социальная поддержка отдельных категорий граждан в форме бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков в части ведения учёта граждан и выдачи им соответствующего решения - 24 заявки.

Причём, «тестовых» запросов здесь минимум.

Сравним среднее количество услуг, оказанных с ЕПГУ - 1,500 в месяц на 1 регион. и Ивановскую область в январе 2015 - более 3000.

Следует особо отметить кампанию по записи в школы. Если в 2014-м году имелись некоторые шероховатости, то в 2015-м запись прошла спокойно, по некоторым школам обеспечена 100% запись через портал. Сравним с попыткой проведения записи в одном из крупнейших регионов России в это же время - скандал и прокурорская проверка.

Краткое описание портала госуслуг Республики Мордовия

В Республике Мордовия наибольшее внимание уделяется проверке идей следующего поколения:

  • Создание версии СИУ, использующей библиотеку элементов для быстрого создания новых услуг;
  • Использование СХПД и ЭАД;
  • Разработка идеи Единого Личного кабинета, интеграция с ИАС МФЦ и ЭСРН (АИС Соцзащиты);
  • Разработка ВР СМЭВ.
Краткое описание портала Администрации г. Омска

Портал Администрации г. Омска включает как, собственно, портал администрации города, так и электронные услуги.

Рисунок 1 - Интерфейс портала г. Омска