Назначение и область применения

Система «Сбор и обработка данных» предназначена для предоставления конечным пользователям информации о статистических показателях.

Система позволяет выполнять:

  • создание новых показателей;
  • регулярный сбор показателей от большого числа поставщиков (муниципальные образования, подразделения ведомств);
  • агрегацию собранной информации;
  • отображение накопленных данных в виде сводных таблиц, графиков и диаграмм;
  • отслеживание собираемости сведений и оповещение пользователей о необходимости направления отчета;
  • передачу некоторых видов сведений в федеральный сегмент (ГАСУ Государственная автоматизированная система «Управление»).

Функции системы

Функции системы обеспечивают следующие компоненты:

  • Модуль проектирования;
  • Модуль сбора;
  • Модуль агрегирования;
  • Модуль отображения;
  • Модуль администрирования;
  • Система интеграции с ГАСУ;
  • Справочники.

Базовое программное обеспечение, используемое для создания решения, включает портальную платформу, шину взаимодействия, базу данных на основе Open Source и не требует лицензирования.

Взаимодействие компонент представлено на схеме ниже:

Рисунок 1 – Архитектура системы

Модуль проектирования

Модуль предназначен для оперативного проектирования форм сбора информации. Он позволяет оператору системы самостоятельно создавать новые показатели. Реализован функционал добавления нового показателя, редактирования и удаления ранее созданных показателей. Форма создания нового показателя представлена ниже (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Добавление нового показателя

Для редактирования существующего показателя, нужно вызвать форму редактирования выбранного показателя, внести необходимые изменения и сохранить ее (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Редактирование показателя

После создания отслеживаемых показателей оператор системы выбирает из них те, которые входят в выбранный типа отчета (Рисунок 4) (отчёты характеризуются периодичностью сбора показателей). Новый отчет создается из показателей на основе указания периода сбора (Рисунок 2).

Рисунок 4 – Таблица с показателями

Модуль сбора

Данный модуль обеспечивает сбор данных в рамках отчёта. Основной метод – заполнение разработанных ранее форм конечными пользователями (представителями муниципалитетов и/или ведомств). Возможна интеграция с ведомственными системами. Данные, вводимые в формах данного модуля, подвергаются форматно-логическому контролю (например, в поле для числового значения нельзя ввести текст). Рассмотрим заполнение нового месячного отчета сотрудником ведомства, ответственным за заполнение отчетов.

1. После получения уведомления от системы о необходимости заполнения отчета, сотрудник ведомства, ответственный за заполнение отчетов, в выпадающих списках «Вид периода» и «Значение периода» выбирает заполняемый отчет. Например, месячный отчет за январь 2015 года:

Рисунок 5 – Выбор заполняемого отчета

2. Затем на экране отобразится соответствующий список показателей отчета за заданный период времени с возможностью ввода данных.

Рисунок 6 – Секция заполнения данных показателя «Стоимость молока»

Рисунок 7 – Заполнение всех секций показателя «Стоимость молока»

Рисунок 8 – Исходные секции заполнения данных показателей «Общая сумма заявленных исковых требований» и «Общая сумма в соответствии с судебными решениями»

Рисунок 9 – Заполненные секции выбранных показателей «Общая сумма заявленных исковых требований» и «Общая сумма в соответствии с судебными решениями»

Модуль агрегирования

Данный модуль служит для обработки информации, с последующей ее передачей в модуль отображения.

Реализован функционал сложения данных из нескольких источников по каждому показателю.

Администратор системы имеет возможность редактирования данных вручную для коррекции явных ошибок.

Модуль отображения

Модуль предназначен для отображения данных на экран пользователя. Выводимые данные представлены в виде графиков или диаграмм.

Главная страница системы

Рисунок 10 – Главная страница системы

Вывод информации из данного модуля адаптирован под отображение, в том числе на мобильных платформах.

Пользователь имеет возможность осуществить поиск по заданным параметрам, а на результат поиска налагать различные фильтры, доступна возможность «проваливания» (drill down) на нижележащий уровень (например, переход от уровня региона к муниципальному району).

Пример работы модуля отображения

Рассмотрим работу модуля отображения на примере вывода еженедельных отчетов «Справка о внештатных ситуациях на сетях мобильной связи» и «Количество выполненных рейсов почтового самолета».

Для создания отчета «Справка о внештатных ситуациях на сетях мобильной связи» требуется создать в модуле проектирования следующие показатели:

  • Район;
  • Населенный пункт;
  • Дата остановки, неисправности оборудования;
  • Дата восстановления работоспособности;
  • Причина неисправности;
  • Примечание.

На основании созданных показателей поставщик информации заполняет выбранный отчет в модуле сбора (Рисунок 11).

Рисунок 11 – Заполненные секции выбранных показателей «Справка о внештатных ситуациях на сетях мобильной связи»

После занесения данных показателей в систему поставщиком информации, потребитель информации сможет вывести отчет за заданный период по данным показателям. Он будет иметь возможность увидеть число неисправностей как за всю неделю сразу (Рисунок 12), так и непосредственно по дням (Рисунок 13).

Рисунок 12 – Гистограмма количества неисправностей по районам за первую неделю января

Рисунок 13 – Гистограмма количества неисправностей по районам за первую неделю января

Для создания отчета «Количество выполненных рейсов почтового самолета» требуется создать в модуле проектирования следующие показатели:

  • Дата;
  • Направление;
  • Объем исх.;
  • Объем вход.
  • Причина неисправности;
  • Примечание.

На основании созданных показателей поставщик информации заполняет выбранный отчет в модуле сбора (Рисунок 14).

Рисунок 14 – Заполненные секции выбранных показателей «Количество выполненных рейсов почтового самолета»

После занесения данных показателей в систему поставщиком информации, потребитель информации сможет вывести отчет за заданный период по данным показателям. Он будет иметь возможность видеть как объем перевозимых грузов по выбранному направлению за отчетный период (Рисунок 15), так и общее количество выбранного типа груза, перевезенного по всем направлениям (Рисунок 16).

Рисунок 15 – Количество перевезенного груза по восточному направлению

Рисунок 16 – Количество исходящего груза, перевезенного по всем направлениям

Модуль администрирования

Модуль администрирования предназначен для выполнения настройки системы. Он обеспечивает ведение нормативной и справочной информации, контроль работоспособности программных компонентов системы, регистрацию пользователей и назначение им прав доступа к информации.

Система обладает собственной системой разграничения прав пользователей и может быть настроена на авторизацию через ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме).

Система интеграции с ГАСУ

Система обладает функциями, позволяющими Оператору системы через СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия) отправлять данные в ГАС «Управление», а Получателям в свою очередь, получать из ГАС «Управления» каталог показателей для использования их в собственных отчётах. Для реализации данной задачи используется шина взаимодействия (ESB) и соответствующий веб-сервис.

Справочники

Данный модуль является вспомогательным для модулей проектирования и сбора данных. Модуль проектирования ссылается на справочники при создании/изменении показателей, а в модуле сбора данных предусмотрена возможность заполнения полей форм данными из справочников, если искомые данные в них присутствуют.

Администратор системы, либо пользователь, наделенный соответствующими правами, имеют возможность удалять, изменять или добавлять новые справочники.

Рисунок 17 – Пример - справочник «КБК-ЦСР»

Компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ» на базе «КСК.Платформы» создает различные аналитические системы. Ярким примером является продукт «КСК.Мониторинг госзакупок».

До появления «КСК.Платформы» компания «КСК ТЕХНОЛОГИИ» создавала аналитические системы на разных программных продуктах в зависимости от ИТ-рельефа Заказчика. Ниже приведено описание двух значительных проектов, первый - на базе IBM Cognos, для реализации второго использовались продукты корпорации Microsoft.

Решение «КСК ТЕХНОЛОГИЙ» обрабатывает 1,5 млрд записей в Росалкогольрегулировании

Компания «КСК технологии» разработала для Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Систему объединенной OLAP-отчетности. Система использует данные из нескольких федеральных государственных информационных систем:

  • Базу данных деклараций,
  • Реестр лицензий;
  • ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Ключевой целью работ является сопоставление данных из разных ФГИС в целях повышения качества контрольной работы; сопоставления данных деклараций разных форм в целях автоматизации выявления нарушений в предоставляемых сведениях.

Система OLAP-отчетности включает 39 разнородных видов отчётов, которые позволяют в частности выявлять расхождения между сведениями из трёх разных источников. Система оперирует встречными декларациями – парой деклараций за одинаковый отчетный период от двух разных организаций. В одной из этих деклараций первая организация указана как поставщик, а вторая – как покупатель. Во второй из этих деклараций первая организация указана как покупатель, а вторая – как поставщик. Объем поставок и закупок между этими двумя организациями должны совпадать. Расхождения, выявляемые Системой OLAP, разбираются сотрудниками Росалкогольрегулирования, служат для формирования более цивилизованного рынка.

Система оперирует более чем 1,5 миллиардами записей, что выдвигает очень высокие требования производительности. При этом требования к времени формирования разрабатываемых отчетов - 1 (одна) минута. Наращивание данных в «кубе» происходит при наступлении следующего периода, обновление данных в секциях «куба» происходит по расписанию. Точность вычисления отчётов - сотая часть литра.

Система объединенной OLAP-отчетности функционирует на базе технологии Microsoft BI: Microsoft SQL Server Business Intelligence Studio, MS Integration Services, MS Analyses Services, MS Reporting Services.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт), Аналитическая система АИС «Сертификаты ГОСТ Р»

Для сводного анализа около 5 млн постоянно собираемых сертификатов разработана система анализа сертификатов на базе решения Cognos BI. Система позволяет создавать регулярную отчетность и получать нерегламентированные отчеты.

Рисунок 1 - Подготовка отчета

Рисунок 2 - Сведения о деятельности за год

Рисунок 3 - Выданные сертификаты

Рисунок 4 - Просмотр выбранного сертификата